Просмотров 73

Указанная характерная черта современности как всеобъемлющая тенденция к конструированию заставляет нас обратиться к вопросу о месте и роли дизайна в современных художественных процессах. Становление дизайна выявило доминирующую тенденцию к дизайнизации человеческой деятельности. Дизайнизация [2], по сути, является процессом распространения методов и средств дизайна как художественно-проектной деятельности на все сферы культуры (в широком смысле). Необходимо отметить, что этот феномен обусловлен не только потребностями материального производства и потребления, но и общей тенденцией приближения искусства к жизни, в частности, углублением прикладных функций искусства. Вместе с тем функции и роль дизайна в жизни общества настолько распространились, что можно уже говорить об обратном влиянии дизайна на культуру. Иначе говоря, дизайнизация является одновременно и результатом, и средством процесса сближения искусства и жизни.

Расцвет дизайна связан также со спецификой художественного бытия ХХ века. Она проявляется в большом разнообразии накопленных искусством средств художественного выражения социального самочувствия и в возможности свободного пользования этими средствами.

Указанное многообразие породило и такой феномен, как эклектизм, который, по определению Ч. Дженкса, является естественной эволюцией культуры, обладающей выбором [3, с. 128].

Интерпретация истории искусства с точки зрения колебательной формы движения позволяет объяснить многие процессы. Постоянное возвращение подвижной системы на исходные позиции обеспечивает значительную продолжительность определенных традиций, но, поскольку амплитуда движения уменьшается, внимание к древней культуре постоянно ослабевает. Вспомним, сколько раз обращалось европейское общество к античной культуре, а это обращение колебалось от отрицания и одновременно латентного усвоения к обожествлению, далее – от идеализации к ироническому отношению и вновь – к поклонению. В истории, таким образом, мы наблюдаем самые различные нюансы обращения к Античности.

В процессе движения система оставляет после себя «следы», среди которых и предметные формы культуры, в частности, произведения искусства. Возвращение назад означает не только обращение к истокам, актуализацию определенных моментов прошлого этапа, часто таких, которые не были востребованы в свое время, не только формирование новых способов художественного творчества, но и напластование этих новых способов на древние артефакты, что выражается, в частности, в определенной их «переработке» в соответствии с новыми вкусами.

18 Апр 2019 в 14:29. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв