Просмотров 103

УДК 316.775:378.147                                                                           

В. К. Дунин

Наработка студентами специфических качеств, необходимых для ведущего телевизионных программ – важный аспект образовательной стратегии подготовки будущих тележурналистов. То, что ведущему нужно знать и уметь для результативной организации и проведения экранного делового общения, в рациональном объёме студенты осваивают в течение четырёх лет бакалавриата. Однако необходимо отдавать себе отчёт в том, что формирование специалиста для эфирной коммуникативной деятельности рамками пятилетнего освоения данного ремесла в высшем учебном заведении не ограничивается. Как и всякое другое, это ремесло требует от человека совершенствоваться в нём всю свою профессиональную жизнь. И совершенствоваться на основе извлекаемых из повседневного экранного бытования уроков.

Что это необходимо, студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Телевидение», обязательно и очень скоро уяснят, как только, придя работать в профессиональную ТВ-студию, встанут «у руля» телевизионного межличностного общения. Как только они поймут, что телеобщение легитимно оценивать как успешное справедливо в том случае, если его не прервёт телезритель, уйдя с помощью пульта переключения на другой канал. Тут заметим, что даже выдающиеся талантливые и опытные модераторы не застрахованы от сбоев, от просчётов и ошибок в выборе поведенческой стратегии и тактики в той или иной своей телепрограмме. В еще большей степени это касается молодых и в особенности начинающих ведущих телешоу. Именно неудачи с их нередко предсказуемой причинностью становятся для многих экранных спикеров мотивацией к самосовершенствованию. Только во взрослой профессиональной реальности бывшие студенты, несмотря на свою дипломированность, прибегают к самообучению, основываясь на особой методико-методологической платформе.

Её основной базовый принцип, в сущности, прост – он заключает в себе анализ самим модератором каждой проведённой им телепередачи. Причём анализ этот должен быть системным и всесторонним.

Совершенно очевидно, что, говоря о такой необходимости всерьёз, исходить должно всё-таки из следующей данности: далеко не каждый телевизионный человек, стоящий за модераторским «пультом», снизойдёт до признания своего «поражения» в экранном собеседовании или, признав его, преодолеет лень, чтобы осуществить детальный анализ допущенных им сбоев, шероховатостей и оплошностей. Поэтому данный дидактический посыл направлен ТВ-деятелям, относящимся к делу своей жизни с нравственной ответственностью. Но прежде всего адресован студентам, которые ещё в период обучения в вузе должны впитать, усвоить и освоить такой несложный приём из профессионального инструментария, как аналитический разбор своего очередного эфирного дискурса.

О неоспоримой пользе оговоренного метода свидетельствует, например, практика постоянного анализа лётчиками своих учебных или военно-тактических полётов (откуда, собственно, и произошла одноимённая метафора «разбор полётов»). Занимаются извлечением уроков из допущенных ошибок и в спорте высоких достижений. Что же касается профессиональных шахматистов, то эти гении-гроссмейстеры не оставляют без глубокого «сканирования» ни одной из сыгранных ими партий, не говоря уже о турнирах в целом. И вряд ли найдётся хоть одно серьёзное человеческое профессиональное занятие, в котором не использовался бы метод анализа той или иной выполненной операции и качества её результатов. Вот и работу в телевизионной журналистике едва ли возможно заподозрить в несерьёзности. Это отрицательное наличие – несерьёзность – если и становится фактом жизни в ТВ-отрасли, то только в виде частных случаев легковесного отношения к делу. Однако данное явление вполне устранимо – если не посредством т. н. перевоспитания нерадивого работника, то, в конце концов, официальным его исключением из штата телекомпании.

01 Ноя 2018 в 12:30. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв