Просмотров 1,098

В XVI веке главную гностическую идею о двух типах людей переоткрыли и стали воплощать в жизнь протестанты. Большинство протестантских сект признают двойное предопределение, а именно: некоторые люди еще до их рождения предопределены Богом к раю, а все остальные тоже еще до их рождения предопределены к аду. Поступками этого изменить нельзя, переход между категориями абсолютно невозможен [6].

После победы протестантизма гностицизм уже никогда не уходил со сцены и всегда был в поле зрения любого европейски образованного человека. Повлияли гностические идеи и на западную фантастику, а через нее – на фантастику советскую. Рассмотрим элементы гностического мировоззрения в известных произведениях советской фантастики – в фильме «Кин-дза-дза» и в творчестве братьев Стругацких.

В фильме «Кин-дза-дза» первое, что мы видим, – иерархия миров. Земля где-то посередине, высший и светлый мир – Альфа, низший и худший – Плюк. Путешествие между мирами возможно, для этого нужно иметь определенное знание, гнозис. В данном случае это координаты планеты. Заметим, что на Землю в конце концов попадают те, кто изначально был с Земли, люди другой породы, плюканцы, на Землю не попали.

Следует обратить внимание и на то, что Альфа, которая в гностическом мировоззрении должна быть самой привлекательной, оказывается самой отвратительной планетой. Плюканцы не ангелы, но их пакости какие-то детские – заполучить цветные штаны или на всех плевать. Жители Альфы – другое дело. Альфа – царство серьезной недетской гордыни. Они знают, что они лучше всех, что они другой породы, они имеют право решать, кому жить, а кто будет кактусом, и ни на минуту не сомневаются в этом своем праве. Наивысший круг гностического рая оказывается самым последним кругом христианского ада.

В творчестве братьев Стругацких гностические мотивы вводятся авторами в текст сознательно. В одном из своих интервью писатели рассказывают, что они по мифологическому словарю искали, как называется их мировоззрение, и нашли, что это гностицизм. Рассмотрим гностические идеи в творчестве известных фантастов.

Проанализируем цикл романов, посвященных прогрессорству: «Обитаемый остров», «Жук в муравейнике», «Волны гасят ветер», «Трудно быть богом», «Парень из преисподней».

В художественном мире этих текстов мы наблюдаем хорошо знакомую нам иерархию миров. В качестве самого светлого мира выступает Земля. Все остальные миры хуже и должны быть культурно уничтожены, не должны быть сохраняемы в том виде, в каком они есть. Путем прогресса эти миры должны стать такими, как и Земля. Добиться этого прогрессоры пытаются, интегрируясь в элиту. Они в низших мирах работают как дворяне, руководители, министры, начальники охраны, а не простые люди из нижних социальных слоев.

Как говорит Ириней Лионский, современник первых гностиков, в своем сочинении «Против ересей»: «Еще очевиднее обнаруживается ложность их толков относительно семени и может быть усмотрена каждым в том, что они говорят, будто те души, которые получили семя от Матери, гораздо превосходнее других, почему и почтены Демиургом и поставлены князьями, царями и священниками» [9, с. 30].

09 Дек 2019 в 10:40. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв