Просмотров 298

Во вступительном четырёхтакте раздела A начинается мощное секвенционное развитие, где одна волна сменяет другую. Первая из них включает два звена опускающейся секвенции. Остинатное движение восьмых партии гобоев, английского рожка, кларнетов и фаготов с акцентами на слабых долях звучит вопросительно, вызывая ответ в виде ломаных трезвучий у струнных. Эта же диалогичность выдерживается в следующем двухтакте. Следует заметить, что указанный диалог Ю. Тканов поручает партии альта, несколько видоизменяя ритмику с помощью шестнадцатых на последней восьмой каждой четверти, делая пульсацию шестнадцатыми непрерывной. Абсолютно точно ритмический и мелодический рисунок дерева передаёт верхний голос аккордовой фактуры фортепиано, в то время как бас озвучивает партии виолончелей и контрабасов.

В дальнейшем развитии транскрипция Ю. Тканова отмечена ещё большей самостоятельностью. Он почти полностью меняет рахманиновский текст в   ц. 7 (В), сокращая огромную волну секвенционного развития, где в ранее обозначенном диалоге солирующая флейта вступает на такт раньше, подавляя вопросительные интонации английского рожка (партитура ц. 7, тт. 1 – 4). Затем следует раздел с перекличками основного мотива в прямом и обращённом виде, захватывающими все инструменты оркестра. В  ц. 8 в появляющемся в разных голосах основном мотиве удлиняется нижний звук. Это уже половинная нота с акцентом, на которой ползёт по хроматизмам вверх контрапункт тромбонов и тубы. Буквально в следующем такте главный мотив на  f  звучит у басового кларнета и контрафагота, а контрапункт исполняют валторны, сопровождающие основной мотив, порученный солирующей трубе (ц. 8, тт. 2 – 4). Это развитие захватывает почти всю восьмую цифру, где  доминирует  всё тот же мотив, с акцентируемым удлинённым последним звуком. Музыкальная ткань движется к кульминации в ц. 9, точка которой совпадает с началом репризы. Ю. Тканов сокращает раздел В до восьми тактов, опуская тринадцать. Полностью убрано развитие основного мотива с удлинением последнего звука. По всей вероятности, это связано с ограниченными возможностями альта и фортепиано, не позволяющими показать тембральную и регистровую выразительность, воспроизвести голоса полного состава оркестра, которые сложно разделить на главные и второстепенные. Однако благодаря мастерскому использованию тщательно обработанного авторского материала Ю. Тканов создаёт новую музыкальную ткань, не нарушая стилистики С. Рахманинова. Применяя специфические особенности инструментов, для которых создаётся транскрипция, мотивные элементы, секвенционное развитие, плотную фактуру, усиление  музыкального напряжения, альтист сохраняет драматургию произведения. Уместно вспомнить цитату великого транскриптора Ф. Листа из монографии Я. Мильштейна «Ференц Лист»: «…именно в том-то всё и дело, чтоб понимать художественным инстинктом, что надо пропустить, что непременно удержать для того, чтоб передавалось настоящее впечатление: словом, должно обладать способностью, подобно портретисту, схватить, прежде всего, существенные черты лица, определяющие всю физиономию» [3, c. 121].

02 Окт 2017 в 12:56. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв