Просмотров 301

У Ю. Тканова в разделе В появляется собственный тематический материал, основанный на развитии уже знакомого мотива в прямом и обращённом виде. Он звучит в партии альта, где наблюдается всё та же диалогичность, выражающаяся в разнонаправленном движении. Кажется, будто опускающемуся в нижний регистр основному мотиву противоречит его обращение в восходящем движении (тт. 62 – 65). Всё это опирается на фортепианную партию с трёхъярусной фактурой. Линия баса представлена крупными длительностями, обозначающими смену гармоний. В среднем голосе обрисован контур DVII7  к s, а в верхнем – аккордовое изложение(т. 62). Уже в следующем такте, где знакомый мотив у альта устремляется в верхний регистр, фортепиано в большей степени выполняет ритмическую функцию с утверждением рисунка  в прыгающих на staccato аккордах. Этот раздел сменяет новый с включением в солирующую партию элементов диалога дерева и струнных из буквыА, поднимаясь в высокий регистр и нагнетая напряжение. В то же время в басах фортепиано появляется основной мотив с удлинением последнего звука. В нём есть что-то грозное. Он движется секвенционно на crescendo, поддержанный гармонией средних голосов (тт. 66 – 67). В предшествующих кульминации двух тактах композитор Тканов сохраняет из партитуры только следующую по хроматизмам линию группы медных духовых и фагота в верхнем голосе фортепианной партии. Здесь наблюдаются четыре пласта фактуры, где два нижних басовых голоса являются гармоническим фундаментом музыкального здания, которые дополняют интервалы средних голосов. Третий пласт образует фигурации и аккорды второго голоса фактуры, и четвёртый – хроматический контрапункт из партитуры. Всё это на  crescendo вместе с партией альта, изложенной двойными нотами, создаёт невиданную волну экспрессии и разрешается в ц. 9 в высшей точке напряжения – кульминации. Она же является репризой простой трёхчастной формы первого раздела.

Как отмечает Б. Асафьев, реприза, совпадающая с кульминацией, – типичное явление в музыке  С. Рахманинова [1]. Она сокращена до двенадцати тактов. Мощная тоника в аккордовом изложении, утверждающая главную тональность, выделенный акцентом каждый звук основного мотива звучат как итог предшествующего напряжённого развития. Транскриптор отдаёт аккорды валторн, фортепиано и арфы партии фортепиано, в верхнем голосе которого дублируется мелодия альта, воспроизводящая мотивы деревянных духовых и скрипок.

02 Окт 2017 в 12:56. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв