Просмотров 265

Основанием баховской композиции является полифонический стиль. Именно полифония и сонатно-симфонический цикл воплощают наиболее высокое состояние человеческого духа, независимо от эпохи и места. Полифония для Баха есть единственный и самодостаточный способ воссоздания музыкальных событий. Математическая логика баховского контрапункта дана не как абстракция, а как интеллектуальное переживание. Связь музыки и математики как двух полюсов человеческой культуры интересует учёных со времён Пифагора (как уже отмечалось). Из интересных исследований этой темы стоит упомянуть работу Дугласа Ховштадтера – американского физика и информатика «Гёдель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда». В книге, которая была удостоена Пулитцеровской премии в 1979 г., он пишет, что музыка процессуальна, а математика описывает процессы в абстрактных категориях: «В математике красота и гармония ведут за собой творческую мысль, так же как в музыке. И музыка, и математика – это действие в воображении, освобождающее нас от случайностей практической жизни» [4, с. 263].

Фуга – ожившая процессуальность бытия. В том числе и преломление в музыке различных видов движения, которые можно передать звуковой линией. Швейцер пишет, что разнообразие форм движения в музыке Баха могло бы стать темой философского трактата «De nature motus». Полифония диалектична: это соотношение T – D, темы-противосложения, противопоставления различных ритмо-временных формул.

Таким образом, сверхустойчивость культурной парадигмы, питающей баховский стиль, одновременно сочетается с прорывами в будущее в чисто музыкальном значении. Сюитность как предвестница сонатно-симфонического цикла, диалектичность и процессуальность как принципы развития драматургии, романтическая экспрессивность, ведущая в музыкальную культуру ХХ в., а ритмическое своеобразие – вплоть до мира джазовых импровизаций.

Имея в виду абсолютно практическую цель усовершенствования природного музыкального строя, он создаёт свой «Das wohltemperierte clavier» (ХТК) – клавир хорошего строя, являющийся учебником клавирной игры, музыкальной риторики «Кляйн грейде» и музыкального слуха.  Предназначенный для единственного человека – его сына Карла Филиппа Эммануила, он и по прошествии нескольких столетий остаётся музыкальным «Евангелием», тем, что тоже можно «молча подать».

16 Мар 2018 в 11:30. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв