Просмотров 77

Действительно, еретическое общество мелитан применяло на своих собраниях инструментальную музыку. Однако в восточной православной церкви постепенно был разработан один из главных принципов: пение должно быть строгим вокальным искусством, не допускающим инструментального сопровождения. Славянские православные церкви переняли, как мы знаем, принципы богослужебного пения без инструментальной музыки от православной церкви Греции и Византии.

Тем не менее некоторые исследователи допускают, что главной причиной недопущения инструментальной музыки в церковные богослужения является различие в выразительных возможностях слова и музыки. Слово, являясь молитвой, поучением, рассказом, способно конкретно и точно выразить идею и содержание текста, то есть слово может придать музыкальным звукам определенное содержание. Инструментальная музыка по своей природе на это не способна, она может только веселить и радовать слух [10, с. 376].

Выдающееся значение слова в каждом элементе христианского культа подчеркивают и сами богословы, в частности богословы российской православной церкви. Они считают, что слово должно быть определяющим в молитве, в церковной службе, в обрядах и в церковном пении. Церковный деятель Д. Аллеманов пишет: «Необходимо выразить требование, чтобы в церковном пении божественное слово, составляющее всякое священное песнопение, занимало доминирующее положение, а музыка была только его служанкой, способом усиления выразительности и обострением воздействия слова. Таким образом, не только преобладание музыки над словом, ее виртуозность или прихотливость, но и всякая сложность в церковной музыке вредит делу богослужения» [2, с. 16]. Далее он более конкретно поясняет свою мысль: «Отцы узаконили применение в церкви только вокальной музыки, опираясь на возможность соединения музыки и определенного текста; инструментальную музыку, имеющую светский характер и несущую в себе удовольствие без корысти, сурово запретили в богослужебной практике. Отцами церкви не только удалена инструментальная музыка в чистом виде, но не разрешено и ее соединение с вокальной, чтобы она не нарушала ход мысли распеваемого теста» [Там же, с. 17]. Таким образом, слово и текст, выражающие сущность христианской догмы, являются основным критерием христианского православного богослужения.

Все вышесказанное достаточно четко определяет задачу богослужения в организации верующих вокруг священного слова, так как вознесение молитв в форме хорового пения делало прихожан не только присутствующими во время обряда, не только наблюдателями и слушателями, но и активными участниками религиозного культа. Именно поэтому служители церкви оценивают текст и мелодию далеко не равнозначно. Определяя соотношения текста и мелодического элемента в церковных песнопениях, один из православных идеологов А. Страхов писал: «В церковном пении главная задача не красота, а глубина, сила, важность, и притом не самих по себе мелодий, а их связи с текстом и словами. Слово, текст очень важны в церковном пении, и если выбирать между ними, то полезнее прочитанные слова, а не хорошо исполненная музыка, без ясно и четко услышанных слов» [11, с. 15].

01 Ноя 2018 в 12:27. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв