Просмотров 76

На протяжении многих столетий совершенствуются формы религиозной жизни и особенно богослужения, православная церковь всегда следила за тем, чтобы они, прежде всего, были связаны со священным словом. Именно это явилось одной из причин отсутствия в составе православного культа инструментальной музыки, потому что само музыкальное искусство могло мешать усвоению вероучительных истин в среде слушателей. Лучшим и незаменимым способом выражения христианской религии православная церковь всегда признавала слово. Ведь церковное богослужение на церковном языке называется «словесной службой Богу», «словесным торжеством». Все церковные песнопения – это эпические литературные произведения, получившие свои названия от разных литературных византийских жанров (тропарь, кондак, стихира), или в них может отражаться содержание, например (богородичен, догматик, величание и т. д.), и очень редко указывается способ исполнения (антифон). Оставляя за словом руководящую роль, отцы православия пытались лишить мелодию самостоятельного значения, ссылаясь на то, что в древнехристианском пении мелодия только сопровождала слово и сама без текста не имела значения [9, с. 23–25].

Бесспорно, слово, содержащееся в христианских священных книгах, несет в себе не только религиозный, но и огромный воспитательный смысл. Учитывая подобную специфику слова, текст священных книг поддается эффективной художественной интерпретации, то есть переложению на язык поэзии, музыки или театрального действа. На это указывал Е. М. Браудо, который писал, что из первых попыток «…драматизировать историю жизни Христа в раннюю эпоху Средневековья возникли так называемые мистерии. Которые постепенно из стен соборов вышли на открытые места – городские рынки, улицы и площади» [4, с. 185–186]. Проанализировав значение слова в музыкальных текстах, мы можем констатировать важную педагогическую составляющую этих текстов, наставление и воспитание умов средствами музыкальной выразительности и духовно-религиозными смыслами, содержащимися в церковных песнопениях, что закладывает основы философского видения образовательного процесса в целом.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абрамович, С. Церковне мистецтво / С. Абрамович. – К. : Кондор, 2005. – 205 с.
  2. Аллеманов, Д. Курс истории русского церковного пения / Д. Аллеманов. – М. : Русская семиография, 1914. – 316 с.
  3. Античные мыслители об искусстве / сост. В. Асмус. – М. : Наука, 1937. – 530 с.
  4. Браудо, Е. Всемирная история музыки / Е. Браудо. – М. : Искусство, 1922. – Т. 1. – 654 с.
  5. Герцман, Е. Византийское музыкознание / Е. Герцман. – Л. : Музыка, 1988. – 255 с.
  6. Головащенко, С. Історія християнства / С. Головащенко. – К. : Либідь, 1994. – 350 с.
  7. Early Christian Music // New Oxford History of Music. – London, 1954. – Vol. 2. – P. 3.
  8. Металлов, В., протоирей. Очерки по истории православного церковного пения России / протоирей В. Металлов. – М. : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, – 390 с.
  9. Романов, Л. Происхождение и становление песнопений византийской церкви / Л. Романов // Атеизм, религия, современность. – Л. : Политиздат, 1973. – 420 с.
  10. Сикур, П. Воспою тебе / П. Сикур. – М. : Русский Хронографъ, 2006. – 406 с.
  11. Страхов А. Мысли о церковном пении / А. Страхов. – М. : Музыка, 1991. – 215 с.
01 Ноя 2018 в 12:27. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв