Просмотров 340

В настоящее время шумовые произведения достаточно ярко представлены в таких направлениях современной музыки, как «noise» (от англ. шум) и «ambient» (от англ. окружающий). Нойз-музыка характеризуется наличием в своей структуре только немузыкальных звуков. Эмбиент-музыка характеризуется отсутствием четкой мелодии и ритма и атмосферным, ландшафтным, обволакивающим звучанием. В таких композициях музыкальный звук заменяется шумом, из-за чего происходит не только изменение материальной оболочки элементарной единицы произведения (собственно звука), но и трансформация ее семиотических свойств. В структуре произведения шум не означает только сам себя. Он приобретает в музыкальном симулякре устойчивое означаемое и выступает как представитель другого предмета и своей функции. Поэтому слушатель однозначно может определить значение того или иного звука в композиции: шум радио, шум воды или шум города. Ярким примером такого явления может служить музыкальный альбом «Kollaps» (1982) немецкой нойз-группы «Einsturzende Neubauten». В структуру произведений внедрены металлический лязг электродрели, бензопилы, отбойных молотков и грохот конвейеров. Интеграция околотекстовой реальности в структуру музыкального симулякра может происходить до тех пор, пока структура музыки не начнет включать в себя элементы контекста – граница между музыкой и естественной средой исчезает вовсе. Симулятивная реальность полностью заменяет музыкальное произведение. Система музыкальных симулякров составляет синергетическую основу современной музыкальной реальности, постепенно заменяющей реальность музыкальной культуры.

Данное явление наблюдается в музыкальных перформансах и акциях, получивших распространение в экспериментальной музыке. Например, проект «Bacterial Orchestra» заключался в том, чтобы хор из нескольких человек пел и тащил за собою по полю специально сконструированный плуг с огромным динамиком и приспособлением, генерирующим звук при соприкосновении лезвия с почвой. Согласно концепции организаторов, слушатели могут быть свидетелями «музыки земли». Таким образом, объекты естественной среды (земля, поле, камни) были необходимыми элементами структуры произведения и наделялись семантическими свойствами. Музыкальный перформанс «Bacterial Оrchestra» включал в себя как музыкальные, так и немузыкальные элементы и может быть представлен как неиерархизированное, бессистемное сочетание музыкальных знаков и незнаков, непоследовательно заменяющих друг друга и сочетающихся друг с другом в пространстве виртуальной реальности. Шум в таком эстетическом процессе уже не является элементарной единицей структуры произведения, поскольку статусом музыкального произведения наделяется любое действие, которое происходит в данный момент времени в виртуальной эстетической среде. В данном примере шум является самодостаточным элементом структуры произведения, на основе которого не создаются семиотические уровни более высокого порядка – мотив, синтагма и предложение. Таким образом, электронно-компьютерные техники, проникая внутрь звука, оперируют неким сигналом как квантом музыкального целого. Квант современной опус-музыки является симулякром ритмо-интонации, мелоса и этоса, эстезиса и логоса как основных механизмов бытийствования музыкального. Этот квант представляет собой симулятивную единицу пространственно-временного континуума музыки, элементарный знак музыкального языка, семиозис которого, к сожалению, ограничен лишь логикой рационально-геометрических или технических связей. Онтологическая символика и архетипическая чувственность как основной механизм бытийствования музыкального в человеческой психике практически уже не просвечивает в квантах своевременной опус-музыки. Музыкальный квант, по сути, представляет собой элементарную единицу музыкальной материи, кристаллизованную в результате симулятивной онтологизации как поиска каких-либо основ бесконечной цепи музыкальной симуляции.

01 Мар 2016 в 09:08. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв