Просмотров 206

Музыкальное бытие неразрывно связано с человеческим бытием. Оно, по сути, является событием встречи человека с самим бытием, «обживанием» времени и пространства человеком. Музыкальное событие наполняет экзистенциальными смыслами время и бытие, позволяет человеку осмысленно прожить это событие. И если опус-музыка, особенно образца ХХ – ХХI веков, теряет свою антрополого-мусическую природу, максимально интеллектуализируясь, то популярная музыка в широком смысле захватывает человека, воплощает именно человеческие чувства и повседневные заботы. Она доступна, проста и незамысловата, она веселит или утешает, отвлекает или трогает до глубины души. Эта музыка понятна каждому, и музыканту, и человеку далекому от музыкальной профессии, потому что укоренена в жизненном мире, популярно-развлекательная музыка может быть охарактеризована как вырастающая из обыденно-жизненности в ее повседневном смысле. Музыка становится своего рода «хронометром», отмеряющим не часы, но события жизни, она служит «картой» реальности: дорожные или застольные, хороводные или колыбельные, выделяют почтовый тракт или накрытые на дворе столы, околицу или семейный очаг как особые выразительные зоны. Быт, которому параллельна музыка, обретает художественную завершенность. Поэтому можно утверждать, что событийность популярной музыки является ее онтологической характеристикой. Человеческое здесь-бытие проистекает в точке пересечения времени и пространства, и событие этой встречи запечатлено в музыкальной ритмо-интонации, всегда актуализирующейся в настоящем. Экзистенциалы человеческого отношения к миру воплощаются в той музыке, которая сопровождает человека во всех ситуациях повседневной жизни. Человек живет в ситуации художественной украшенности и ценностной весомости любого рутинного деяния. Быт остается всего лишь бытом, популярная музыка – частью этого быта, но такой частью, которая сообщает целому ранг Бытия.

Что включает в себя популярно-развлекательная музыка, и есть ли у нее автор? Эта практика изначально была устной народной традицией, с одной стороны, а с другой – связанной с индивидуальным авторским мастерством, хотя и учитывала коллективный диктат публики и всегда умела быть модной (и при этом привычно-отсталой). На наш взгляд, сюда можно отнести всю вокально-инструментальную музыку, от песенно-танцевального и обрядового фольклора, произведений различных музыкальных жанров, ориентированных на широкую публику, до небольших развлекательных композиторских опусов, например, вальсов И. Штрауса – знаменитого «короля вальса», автора многочисленных танцевальных произведений и популярных оперетт. Хотя стоит отметить, что многие великие композиторы писали на заказ монархов и аристократов «легкую» музыку. Большой вклад в становление развлекательной музыки (профессиональной) внесли такие мастера, как Ж. Б. Люлли, А. Вивальди, Й. Гайдн, В. А. Моцарт (они создавали серенады, дивертисменты, кассации, вариации, танцы), Л. Бетховен (полонезы и марши для фортепиано, «Валлийские песни» для голоса и фортепианного трио). Можно утверждать, что профессиональная развлекательная музыка фиксируется с давних времен и до наших дней, когда она стала прибыльной индустрией. Поэтому ответ на вопрос авторства в популярно-развлекательной музыке является неоднозначным. С одной стороны, эта музыка существует в устной традиции и использует народные темы и ритмо-интонации, известные некомпозиторские приемы и обороты, что легко обнаружить в поп-, рок-музыке ХХ века. Но, с другой стороны, существует автор (трубадур, менестрель, поэт-песенник, композитор-песенник и т. д.), который создает шлягер. Поэтому наличие автора популярно-развлекательной музыки будем считать достаточно условным, поскольку по своей природе эта музыка укоренена в глубоких пластах народной традиции. Современная же развлекательно-популярная музыка имеет множество направлений, это целая музыкальная индустрия, создаваемая огромным количеством людей, вырастающая на традициях и использующая их в коммерческих целях.

01 Июн 2016 в 09:15. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв