Просмотров 207

В 40 – 50-е годы ХХ века многие композиторы начали проявлять интерес к классической гитаре в различных вариантах ее трактовки — как соло, так и в составе инструментального ансамбля. К инструменту обращаются многие представители европейского музыкального авангарда – П. Булез, Б. Мадерна, Р. Беннет, Дж. Крам, К. Пендерецкий. Уже в середине 1950-х годов наблюдается тенденция использования гитары как источника нетрадиционного с академической точки зрения звукового материала. Одно из наиболее ярких произведений этого периода для ансамбля, в состав которого вошла гитара, – «Молоток без мастера» П. Булеза на слова Р. Шара для контральто, альтовой флейты, ксилоримбы (ксилофона с расширенным диапазоном), вибрафона, ударных, гитары и альта. Подобный уникальный состав, в котором сочетаются тембры, близкие к звучанию низкого женского голоса, определил не только колорит произведения, но и его основную концепцию: максимальное использование тембровых возможностей ансамбля. Г. Шнеерсон пишет: «Здесь в основе музыкальной структуры лежит серия, но на сей раз совершенно растворившаяся в монотоннейшей полифонии тембров и сложнейших для изображения на бумаге, но простейших для слуха ритмических комбинаций, бесконечно повторяющихся бульканьях, клекоте, звонах, посвистах инструментального ансамбля, состоящего из флейты, альта, вибрафона, ксилоримбы, гитары и огромного набора ударных (литавры, гонги, тамтам, колокола, треугольник, маракас, бубен и другие)» [Цит. по: 2, с. 43]. И. Стравинский назвал «Молоток без мастера» лучшим современным произведением: «Каждое хорошее сочинение отмечено своим собственным характерным звучанием; например, «Молоток без мастера» П. Булеза звучит так, как будто кубики льда звенят, сталкиваясь в стакане» [Там же, с. 65].

В начале 60-х годов инструментальная музыка расслаивается на разные направления. Появление на эстраде электрогитар открыло совершенно новые возможности, что дает отдельные темы для исследований. Что же касается акустической гитары, с этого периода заметно преобладание композиций ансамблевого плана с разнообразными сочетаниями инструментов. Обилие гитарной литературы указывает на неослабевающий интерес к инструменту. Появление новых поколений гитаристов, чьи способности дают импульс к развитию гитарного искусства, обогащая наследие А. Сеговии, Ф. Тарреги, Ф. Сора, позволяет говорить о том, что наступает новый золотой век гитары. Инструментальная музыка проходит несколько этапов развития. Репертуар этого периода разнообразен. Наиболее яркие произведения – «Ноктюрн» Б. Бриттена, «Если день настанет» М. Огана.

16 Мар 2018 в 10:29. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв