Просмотров 348

Неклассическая философия характеризуется отступлением от метафизики. Для классической философии, временные рамки которой следует обозначить начиная с философских взглядов Платона и до системных взглядов Гегеля включительно, характерным является установленный категориальный аппарат философии (понятие о бытии, сознание, дух и др.); формирование основных философских направлений и дисциплин. Для Европы второй половины XIX в. характерными были политические и экономические движения и в некоторой степени – «кризис сознания». Общество начинает понимать, что оно не знает, куда движется. Поэтому философия второй половины XIX в. – это прежде всего поиск смысла человеческого существования, философия, которая больше не удовлетворяется классической, просвещенческой трактовкой природы человека и пробует найти настоящую человеческую сущность, достигла успеха на этом пути, породив множество интересных гипотез и конструкций человеческого бытия.

Философские взгляды Э. Гуссерля (1859 – 1938) направлены на опровержение платонистского метафизического гипостазированного всеобщего. Гуссерль предложил исключить из феноменологии «положения о бытии». Принятие «сущностей» сближает философскую позицию раннего Гуссерля с платоновским идеализмом; в отличие от идей Платона, имеющих онтологический (бытийственный) статус, сущности Гуссерля выступают лишь в качестве значений, не обладающих сферой существования (хотя тенденция к онтологизму у Гуссерля постепенно нарастала).

Феноменология интересна тем, что, с одной стороны, вещь близка человеку (т. е. мир близок, мир является); сознание превращается в Бога. Феноменолога не интересует, есть ли вещь перед нами, чтобы думать о ней, главное, что она есть в сознании. Только благодаря сознанию существует вещь. Напомним, что у Платона идея должна выразиться через эйдос в вещь. От рационализма и эмпиризма феноменологию отделяет то, что в ней используется духовное «переживание» (т. е. ощущение чего-то). Гуссерль неоднократно повторяет, что невозможно растворить вещи в сознании, т. к. сознание и мир даются одновременно. Познание – это «прорыв к…», чтобы убежать от себя к тому, что не является тобой. Наше сознание состоит из двух слоев: один – направленность его актов, его интенция, а другой – содержание этой направленности: объекты, на которые направлены акты сознания. В понятие интенциональности уже включена априорность.

01 Дек 2015 в 14:54. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв