Просмотров 339

Рис. 1

Рис. 1

Контраст черного и белого, их семиотический и психологический антагонизм обусловливают драматический концепт в произведениях станковой графики. Так, благодаря специфическому распределению темного и светлого, пейзаж голландского художника Виллема Витсена «Зима II» (1908 г.) наделен мистической атмосферой надвигающейся ночи (см. рис. 1). Посредством тонального обобщения данной композиции мы обнаруживаем лишь два контрастных яруса – полосу белого снега и активные по тону пространства сумрачного леса. Белое и черное здесь проявлены практически в равной степени, при этом едва заметно незначительное, как бы случайное преобладание черного нависающего пятна. Именно этот ход обеспечил эффект напряженной борьбы. Если бы автор организовал изобразительную плоскость таким образом, чтобы пропорции  темного в значительной мере преобладали над пропорциями светлого тона или же наоборот, то ощущение внутренней непримиримости не было бы достигнуто. В пределах светлого по тону яруса заложены горизонтально направленные ритмы, в то время как темная среда содержит вертикальные напористые, словно оказывающие давление на свет линии. Черная дорожка «проливается» в снежную полосу из тьмы, а над горизонтом в малом по массе пятне болезненно мерцает слабеющее солнце.

Рис. 2

Рис. 2

Если у Виллема Витсена мы наблюдаем своего рода неявное противостояние масс, где конфликт черного и белого необходим для воссоздания мрачной тайны, тревожного предчувствия наступающей тьмы, то в линогравюре Алексея Авдышева «Карелия» (1967 г.) этот конфликт воспроизводит бурное кипение природных стихий (см. рис. 2). Здесь автор акцентирует активную динамику разнонаправленных ритмов, делающую композиционно тождественными изображения небесного свода и земной тверди. Художественное решение в данном случае основано на трехъярусном построении композиционной схемы, при этом сосны в центральной части композиции, подобно стрелам, врываются в бурлящие грозовые тучи. Так художник в незамысловатом пейзажном мотиве визуализировал единство природных пространств и восторг от их монументального величия. Черная полоса у основания деревьев и белые фоны за их кронами создают впечатление, будто сосны буквально взлетают в воздух.

01 Мар 2016 в 09:15. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв