Просмотров 350

Сакральные ценности национально-государственных и мировых религий подверглись в эпоху Нового времени, в особенности в ХХ столетии, серьёзной деструкции. Причины этой деструкции являются вполне объективными, поскольку с течением времени изменилось само пространство культуры. Если в эпоху Средних веков существовали локальные цивилизации, которым мало было известно друг о друге, то начиная с эпохи Великих географических открытий мир становится единым. Этому способствует создание новых мощных информационных систем, в частности изобретение книгопечатания, а в ХХ веке и создание компьютерных технологий. Если до второй половины ХІХ века европейскому человечеству было сравнительно мало известно о философии и истории стран Древнего Востока, то с этого времени европейское сознание постепенно усваивает древнюю мудрость Востока. Лишь в ХІХ – ХХ веках произошли кардинальные прорывы в естественных науках, существенным образом изменившие научную картину мира. Способность европейской цивилизации усваивать и перерабатывать достижения других культур оказалась исключительной. А потому слова апостола Павла, произнесённые на заре христианства, призывающие «учениями чуждыми» не увлекаться, звучат для европейца конца ХХ – начала ХХІ века в какой-то мере как призыв отказаться от многих интеллектуальных благ современной цивилизации. Такой отказ означал бы возвращение к традиционному мировоззрению, основанному на религиозных ценностях, доминирующих в традиционных, «доинформационных» типах общества. Мировоззрение прошедших эпох, в основу которого была положена религия, являлось замкнутым и самодостаточным. Оно не допускало существования рядом с собой каких-либо альтернативных идей. Существовала разветвлённая система контроля и надзора со стороны церкви и государства, препятствующая внедрению в общественное сознание тех идей, которые входили в противоречие с базовыми принципами, утверждёнными религиозным каноном. Это было свойственно и тоталитарным идеологиям, которые, в отличие от религий, не могли существовать без значительных трансформаций столь длительное время вследствие гораздо меньшего потенциала сакрального в них.

В пространстве современной цивилизации, наоборот, различные, порой взаимоисключающие друг друга идеи, почерпнутые из самых разнообразных культурных традиций, могут свободно циркулировать и даже мирно сосуществовать, несмотря на явные противоречия между ними. Тотальная глобализация и информационный бум, связанный с новым «открытием мира», приводят к духовной ситуации, которая в чём-то напоминает ощущения европейского человечества, возникшие благодаря открытию Х. Колумбом Нового света, а также благодаря гениальным научным открытиям Н. Коперника и Г. Галилея. Эти фундаментальные открытия коренным образом изменили господствующие мнения о том, что представляет собой планета Земля, сама Вселенная и какое место в существующем мироздании занимает человек.

15 Фев 2017 в 11:43. В рубриках: Кризис антропности. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв