Просмотров 350

Постмодернизм претендует на создание принципиально «нерепрессивной» цивилизации, о которой мечтали в свое время Г. Маркузе, О. Хаксли, Дж. Оруэлл и другие «властители умов» ХХ столетия. Как отмечает О. Н. Николаева, «репрессивные» орудия подавления личности постмодернизм видит «в любом проявлении традиционной религии с ее таинствами, универсальностью, догматикой, иерархией и стилем» [11, с. 13].

Постмодернизм претендует на то, чтобы совершенно покончить со всякой формой «тоталитаризма», обозначить при этом принципиально новую ситуацию «неборьбы», показать эфемерность и нереальность в современном мире любого принципиального конфликта, прежде всего конфликта между добром и злом.

В то же время некоторые мыслители ХХ века подчёркивают, что в рамках постмодернизма сохраняются и даже возникают новые возможности угнетения и притеснения человеческого сознания. Постмодернистская культура, которая основывается на плюрализме, согласно мнению Э. Фромма, фактически не позволяет человеку «быть», а позволяет лишь «иметь» или «казаться». Хотя постмодернизм стремится насаждать в обществе толерантность относительно любого инакомыслия и любых различий, он, по мнению О. А. Николаевой, становится социальным ритуалом и сам превращается в орудие репрессий, дискриминирует хотя бы тех, кто не желает или не имеет возможности его соблюдать [Там же, с. 16].

Постмодернизм в процессе десакрализации современной культуры предлагает людям «нивелирующее» пространство значений, смыслов, жизненных целеполаганий и в то же время сам создает определённую напряженность, выход из которой заключается в преодолении подобного мировоззрения. Эту напряженность, непосредственно связанную с глубоким безразличием постмодернизма, подчёркивает Ж. Бодрийяр. Согласно взглядам французского философа, именно «эгалитарное» безразличие постмодерна создает предельное напряжение, которое неминуемо порождает терроризм. Последний рассматривается в постмодернизме как форма лишения напряжения социального поля. Ж. Бодрийяр в своей работе «Прозрачность зла» [2] подчеркивает, что насилие есть не что иное, как крайняя форма безразличия.

Постмодернизм характеризуется несерьезным отношением к смерти, злу, страху, страданиям. Несерьёзным является всё то, что каким-то образом препятствует универсальному информационному постмодернистскому mаке-uр (макияжу). Даже смерть представляется постмодернистскому сознанию болезнью, которую можно вылечить. Такой формой излечения, в частности, считается эвтаназия. Все то, что может вызывать метафизический страх перед смертью, подменяется двойниками телеэкранов и связанными с ними виртуальными переживаниями. Ж. Бодрийар заменил концепт «смерть человека», которым пользовался М. Фуко, концептом «смерть субъекта».

15 Фев 2017 в 11:43. В рубриках: Кризис антропности. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв