Просмотров 445

Кризисы всегда определяли ход человеческой истории и отражались на судьбах всех народов. Однако при всей своей масштабности они не имели глобального характера, так как не было глобального культурно-цивилизационного сообщества. Поэтому современный кризис представляет реальную угрозу для всего человечества, но не все люди желают это видеть и осознавать. Нет понимания глубины современного антропологического кризиса, его корней и основ.

«Человек физически существует постольку, поскольку остается носителем культуры, и культура, со своей стороны, существует исключительно как способ человеческого бытия» [4]. Однако современный способ бытия человека породил глобальные проблемы, которые  не имеют аналога в его  прошлом.  Источником же этих проблем выступает сам человек. Он знает о мире гораздо больше, невероятно много, в сравнении с совсем недалеким прошлым. Но как говорил Гераклит, многознание уму не научает. Современный человек не стал мудрее от увеличивающегося объема знания и новейших технологий. Поэтому его взаимодействие с миром ведет к разрушению естественной среды  обитания, а коммуникация строится таким образом,  что постоянно заставляет мировое сообщество балансировать на грани третьей мировой войны.

Войны сопровождают всю историю человечества. ХХ век пережил две разрушительнейших мировых войны, в которых погибло около 60 млн человек. Возможность самоубийства человечества в случае использования ядерного оружия заставляет философов, социологов, психологов обращаться к проблеме  насилия в человеческом обществе, чтобы понять его природу и предотвратить с помощью знания апокалипсический сценарий человечества. А. Назаретян подчеркивает: «Важно разобраться, каким образом неуклонно возраставший потенциал социального насилия уравновешивался совершенствованием механизмов самоорганизации, позволявших избегать обвала» [Там же].

Одним из авторов, озабоченных природой насилия и рассматривающих историю человечества в апокалипсической перспективе, является Рене Жирар, французский философ, культуролог, антрополог, литературовед, профессор Стэнфордского университета. Успех пришел к нему с выходом книги «Насилие и священное», которая была откликом  на события 1968 года. Жирара волнуют вопросы стабильности общественного устройства, отношения между насилием и порядком в обществе. Насилие, подчеркивает автор, всегда порождает кровавый круг мести, поскольку на всякий удар стоит ожидать сдачи.  При этом философ  подчеркивает заразность жестокости, которая подобно эпидемии разрушает общество. Важно заметить при этом, что защиту от порочного круга насилия философ видит в  механизмах культуры. На ранних этапах развития общества сложился механизм «учредительного события» в виде жертвоприношения. Использование малых доз насилия являлось тем защитным механизмом, который подобно вакцине, защищающей человека от инфекции, защищает общество от эпидемической жестокости.

15 Фев 2017 в 10:34. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв