Просмотров 460

При такой трактовке частей очевидно, что использование жанрового определения «реквием» в названии носит скорее метафорический характер. И классический заупокойный жанр используется как модель, как общая музыкально-философская концепция, однако конкретное музыкально-драматургическое воплощение является сугубо индивидуальным и отстоит далеко от стереотипных канонов. Отход от сложившейся классической структуры, начавшийся в реквиемах Д. Верди и Г. Берлиоза, у Э. Денисова, кажется, достигает новой точки индивидуализации. Использование основных католических молитв является фрагментарным и как бы намеком формирует духовно-смысловую канву. Слова молитв становятся своеобразными вехами, ориентирами для общего развития. Реквием трактуется в индивидуальной манере – как синтетический метажанр, он обогащен синтезом с инородными жанровыми чертами.

Можно отметить связь Реквиема и кантатно-ораториальных жанров. Последовательное использование их признаков приводит к возможности многослойного раскрытия содержания поэтического текста. Присутствие признаков оратории подтверждает наличие пусть и обобщенной, но ясной сюжетной линии, которая дается в последовательном изложении. Это взгляд на жизнь человека от рождения до смерти и типичные жизненные кризисы, в первую очередь – экзистенциальные. Отсутствие сюжетной действенности способствует усилению обобщения.

В жанровой структуре «Реквиема» можно выделить некоторые черты оратории немецкого философского типа. Этот тип в музыке ХХ века представлен в творчестве П. Хиндемита (оратория «Das Unaufhörliche»). Это проявляется в использовании сюжета, тема которого обобщенно-философского плана и сосредоточена на проблеме непрерывного развития и движения в природе, жизни.

Отдельно в цикле выделяется финал, который, как говорилось выше, можно выделить в отдельную многочастную форму духовной кантаты, композиция которой складывается из ряда частей. Каждая из них – со своим характером, типом тематического материала, способом изложения (Приложение 1). Можно говорить о функционально-жанровой модуляции (термин В. Холоповой) в рамках «Реквиема»: в финале кантата, которая проявляла себя в качестве отдельных признаков, выходит на уровень отдельного самостоятельного жанра.

16 Мар 2018 в 11:39. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв