Просмотров 452

Чертой жанра пассионов является использование сольных «номеров» и «речитативов», которые дают возможность показать индивидуализированные характеристики без показа конкретных героев: это обобщенные образы мужчины и женщины во ІІ части, образ Христа в І и V частях как источника любви и вечной жизни. Тенор, за исключением второй части, по словам автора, выступает в роли протагониста, его функция в I и V частях «Реквиема» двойственна. Он исполняет роль Евангелиста, комментируя текст хора, но также в его уста вложены слова Иисуса Христа. Использование речитативов тенора с комментирующими хоровыми репликами наводит на мысль о цитировании отдельных признаков жанра пассионов в том виде, каким мы наблюдаем его у И. С. Баха.

Черты пассионарности проявляют себя в ряде признаков на уровне идеи сочинения и ее музыкальной реализации.

Основная идея «Реквиема», наиболее концентрированно выраженная в V части, – несение креста каждым человеком, то есть выполнение той функции в жизни, которая предназначена ему Богом, подобно тому как это делал Спаситель. Отсюда – евангелистическая трактовка жизни человека с основным акцентом на моменте смерти, переоценки смысла жизни, возврата к духовному состоянию.

Подобно «Пассионам» И. С. Баха, в структуре «Реквиема» мобильность речитативных построений противопоставлена стабильным структурам хоровых и сольных построений V части; солирующий тенор сопровождает минимальный состав исполнителей (у И. С. Баха это клавесин и струнная группа, у Э. Денисова – орган и вибрафоны, затем – струнная группа и деревянные духовые инструменты).

Образный строй и философская тематика, высокий уровень сложности музыкального воплощения указывают также на использование опыта, накопленного в симфонических жанрах.

Не обращаясь к канонической структуре реквиема, Э. Денисов находит методы внежанрового структурирования и объединения цикла, которые относятся в большой степени к инструментальным. В основе произведения – тип симфонического цикла, который сложился к середине ХХ века, а именно: пятичастный цикл с двумя скерцо и драматургическим центром в финале. Такая структура типична, к примеру, для симфоний Г. Малера. Поэтому «Реквием» Э. Денисова можно рассматривать как симфонический цикл со следующей функцией частей: I часть – пролог, носитель генерализующей идеи; II часть – скерцо; III часть – второе скерцо, первая драматургическая кульминация; IV часть – лирическая интермедия; V часть – генеральная кульминация, драматургический центр.

16 Мар 2018 в 11:39. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв