Просмотров 460

Кроме сюжетного объединения, свойственного вокальной музыке, в произведении действует ряд симфонических методов, способствующих слитности и драматургическому единству цикла.

  1. Арка, образующаяся крайними частями, которая проявляется:
  • в сходном принципе строения. Обе части многосоставны, имеют сквозной принцип развития, их драматургия основана на развитии мысли от доминирования материального к устремленности в духовную сферу;
  • в ряде темброво-тематических взаимосвязей. Среди них наиболее показательны: начальные построения частей (гобой, гобой д’амур соло на фоне выдержанного баса, интонационное сходство), соло тенора.
  1. Внутренние микроциклы: II – IV части образуют внутренний цикл, V часть – отдельно замкнутая по форме и содержанию.
  2. Интонационные взаимосвязи: в целом тематическое единство достигается использованием базисной интонации – авторской монограммы e-d-es и ее вариантов, транспозиций и модификаций.
  3. Объединение общей семантикой отдельных элементов. Сюда можно отнести:
  • монограмму e-d-es и ее производные, монограмму b-a-c-h (обе они смыкаются с темой креста и с излюбленной микроинтонацией А. Веберна);
  • семантику основных генерализующих гармоний (трезвучия G-dur, D-dur. По словам композитора, ре мажор «в финале… имеет уже совершенно другую краску – это свет, о котором сам Господь говорит: «Я Свет земли», это свет теплой Его любви ко всем нам» [3, с. 276]).

Следовательно, признаки симфонии проявляются: в функциональной нагрузке частей, использовании принципа контраста на уровне сопоставления частей, во множественных тембровых, ритмических, интонационных взаимосвязях, в применении лейтинтонационной, лейтгармонической и лейттембровой систем.

16 Мар 2018 в 11:39. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв