Просмотров 215

Largo написано в форме,  приближающейся  по  образной  и  структурной  сути  к  пассакалии,  замкнутой,  возвращающейся  к  тонике.  Тема  ostinato  близка  к  ранним  пассакалиям с их  неизменным  нисходящим  движением  и  выраженным состоянием сосредоточенности, самоуглубленности и задушевного величия. Старинные формы пассакалии  писались  в  трехдольном размере, Largo  Д. Шостаковича –  в  3/2.  Примеры  подобных пассакалий, воплощенных художественных традиций староклассической музыки в ХХ веке: С. Танеев, фортепианное трио D-dur, сoч. 22, третья часть  Largo; Г. Свиридов, фортепианное  трио,  третья  часть, «Похоронный  марш».

Финал  Allegretto вновь  ввергает  в  стихию  активных  действий.  Это наиболее  драматичная  по  развитию  часть  цикла. Одна из  основных  задач, стоящих  перед  исполнителями, – выбор  верного  темпа.  Он  быстрый, не теряет  метрического  дробного  размера. Энергия тем  проявляется  в особой ритмической упругости, без спешки. Ансамблисты работают  над  одинаковым характером звучания штрихов – spiccato  у струнных  и  staccato  у  фортепиано. Струнники  четко  исполняют spiccato,  выразительно,  насыщенно  legato,  и  пианисты  играют  октавы  в басу  с опорой  на  нижние ноты, аккорды  легкие, без педали, четвертные – «плотные»,  с  педалью. На  протяжении финала  темп меняется пять раз. Связующая вносит заметный метрический перелом, эмоциональный, динамический, знаковый толчок, требующий активного интонирования виолончели, нюансировку в два forte, серию акцентов.  Разработка, динамическая кульминация, эмоциональный взрыв будет  убедителен,  если зеркальная  реприза  рассматривается  с транспонированной  темой и реминисценциями мелодий предыдущих частей. На протяжении  финала не должно быть «швов», паузы недопустимы. Обогатит  интерпретацию  умение  понять  и  услышать  каждую из  сопоставленных  тональностей.

В  разработке,  подвергнув  трансформации  образ  главной партии,  темы  приобретают  черты большей  мужественности,  гимнической  приподнятости: интенсивность вибрации, густое, насыщенное звучание струнных. Новый  этап  драматургического развития – Coda. В ней господствует  тема  главной  партии.  Кода  исполняется  «на одном  дыхании», исключение – последние 18  тактов (Adagio).  Изменение динамики  в  Code  не  единственное  средство,  которым  ансамблисты  могут  подчеркнуть  новое  эмоциональное  состояние.  Общность  тона  и  интервалики,  пронизывание  всей  ткани  единством интонационного  порядка,  психологическая непрерывность смыслового ориентира  композиции и  мотивно-этностилевого развития становятся  важнейшими  принципами лепки исполнительской  формы  финала  и  всего  трио.

01 Июн 2016 в 09:16. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв