Просмотров 636

В. А. Кабанова

Начало ХIХ века в европейской культуре ознаменовано рядом новых тенденций, одной из которых становится переход от классицизма к романтизму. Литература и искусство Австрии и Германии этого периода стали той основой, в контексте которой и происходило формирование нового стиля. Среди новаторов, в творчестве которых прослеживается формирование романтизма, ведущее место занимает Эрнст Теодор Амадей Гофман. Имя Гофмана известно прежде всего в литературе, хотя о нем следует говорить как о личности уникальной, чей талант во всей полноте проявился в живописи, музыке, театре, литературе, критике.

Понятие «двоемирия», которое по своей сути является противоречием между действительностью и идеалом, что прежде всего определяется как вечная проблема искусства и в эстетике романтизма, соотносят с именем Гофмана.

Художник обречен жить в мире собственных фантазий, отгородившись от внешнего буржуазного мира, – такова роль творческой личности в картине мира, по мнению романтиков. И в самом деле, таков Э. Гофман и в «Кавалере Глюке», и в «Крейслериане», и в «Золотом горшке», и в «Коте Мурре» [2 – 4]. Так он создает фантастический мир и видит себя внутри этого мира.

Творческий мир Гофмана – это мир музыки. Всегда и во всех случаях он позиционирует себя как музыкант. Действительно, в своих дневниках, письмах Гофман говорит о себе только как о музыканте.

Сегодня он известен прежде всего как писатель, но при этом Гофман остается преданным музыке и на страницах литературных сочинений.

«Кавалер Глюк», «Крейслериана», «Дон Жуан», «Необыкновенные страдания директора театра», «Житейские воззрения кота Мурра», «Письмо Мило, образованной обезьяны, к подруге Пипи в Северную Америку», «Известия о дальнейших судьбах собаки Берганца» – целая галерея персонажей-музыкантов. В некоторых из них мы узнаем самого Гофмана – композитора и капельмейстера.

01 Мар 2016 в 09:10. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв