Просмотров 444

Но нас ждал, как оказалось,  еще один совершенный шедевр, и это был уже шедевр композиторский, потому что «Гершвин-фантазия» Юрия Тканова – это то, что заставило зал просто бурлить и фонтанировать восхищением. Это наивно звучит, но до определенного времени исторического (и здесь роль Юрия Тканова просто уникальна) все-таки не мыслился альт как инструмент, который может практически в своем звучании соревноваться с оркестром. Транскрипции для альта и фортепиано Юрия Тканова раздвинули горизонты звучания инструмента: «Петрушка» Стравинского, «Симфонические танцы» Рахманинова. Или, скажем, «Болеро» или «Вальс» (хореографическая поэма) Равеля, сыгранный на майском концерте в том же Рахманиновском зале. Вальсовое кружево, сатанинское, чувственное, зыбкое, мощное, когда ловишь себя на том, что слышишь три струнных инструмента, и скрипки, и виолончели, и какие-то деревянные – вплоть до мощи меди в конце – с бесподобной технической оснащенностью и неукротимым эмоциональным подъемом (elevazione!). То есть альт действительно конкурировал с симфоническим оркестром, и это, конечно, уникально. Небольшой пример из «Фантазии» в подтверждение – диалог флейты и альта в первом лирическом разделе. Альт звучит здесь «флейтовее» флейты. Понятно, что за счет использования натуральных и искусственных флажолетов. Но как это сделано!

Исполнена «Гершвин-фантазии» была – виртуозно, в кульминациях мощно и ослепительно, тонко, изящно, вальяжно; и импровизационно и структурированно одновременно, и какие-то каскады красок были и у солиста, и в оркестре; короче говоря – вот это феноменальное изделие, которое называется «Гершвин-фантазия». Форма ее отличается, с одной стороны, импровизационной легкостью, а с другой – цельностью драматургии, то есть ощущение, что тебя ведут, но ты никак не можешь предсказать, как дальше, в какую ты структуру, в какой раздел попадаешь – а в этом и прелесть и изящество этого стиля. Удивительно, что здесь фантазия и структурированность спаяны просто идеально.

И вновь весь оркестр проявил себя необыкновенно, и здесь уже вопрос был не только в безусловной, замечательной профессиональной выучке и очень серьезной подготовке, а просто можно говорить о полном артистическом блеске и свободе. Когда слушателю совершенно ясно: можем исполнить этот эпизод вот так, а можем – чуть иначе; еще раз повторим – и какие-то акценты будут совершенно другими, потому что музыканты уже могли позволить себе эту импровизацию – и этот заряд энергии передавался залу просто сумасшедше.

16 Мар 2018 в 11:41. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв