Просмотров 163

Общее настроение картины определили песни И. Дунаевского на стихи В. Лебедева-Кумача: «Сердце, тебе не хочется покоя» и «Марш веселых ребят» в исполнении Леонида Утесова. Кто видел и помнит фильм «Веселые ребята», никогда не забудет озорные, веселые сцены с участием джаз-оркестра под управлением Л. Утесова. Песни обрели большую популярность. Проходивший в Лондоне конгресс мира и дружбы с СССР (1937) заканчивался под «Марш веселых ребят».

Так, вплоть до конца 40-х годов в утесовском оркестре параллельно уживались две линии – инструментальная и песенно-театральная. В годы войны оркестр Утесова укреплял силу духа людей и на фронте, и в тылу. Желая поддержать солдат, оркестр в короткий срок создает первую военную программу «Бей врага!», в которой наряду с уже известными песнями звучат новые произведения: «И не раз, и не два мы врага учили», «Партизан Морозко», «Привет морскому ветру». Понимая, что музыка нужна фронту не меньше, чем оружие, Утесов сделал все, чтобы не допустить призыва оркестрантов в армию и сохранить свой коллектив. Он давал сотни концертов на фронтах и в блокадном Ленинграде, рискуя жизнью не только своей и оркестра, но и единственной горячо любимой дочери – певицы Эдит Утесовой. Своими песнями артист возвращал людям желание жить, способность радоваться, и его популярность была очень высока. Всю войну оркестр Утесова ездил с концертами для военных. Только за первый год сражений оркестр дал свыше 200 концертов на заводах, кораблях, в действующей армии на Калининском фронте, постоянно включая в программу новые песни: «Жди меня», «В землянке», «Темная ночь», «Одессит Мишка», сатирические антифашистские частушки «Гадам нет пощады!». Не раз жизнь самого дирижера висела на волоске, но провидению было угодно, чтобы Леонид Осипович Утесов остался жив [Там же, с. 262–269].

С 1948 г. джаз-оркестр Л. Утесова стал называться Государственным эстрадным оркестром РСФСР. Появление термина «эстрадный оркестр» было справедливым, но «джазовый след» был оставлен Утесовым.

Новаторство артиста проявилось в том, что он задался целью, освоив западный опыт, соединить его с традициями эстрадного отечественного театра и злободневной советской тематикой. Он воплотил свою идею, создав новый жанр советской музыкальной эстрады и дав ему название «Теа-джаз».

Леонид Осипович создал первый в России и СССР театрализованный джаз, который не ориентировался только на американскую джазовую музыку. Его джаз-оркестр был одновременно и прекрасным игровым, актерским коллективом, театрализовавшим песню. Однажды артиста познакомили с американским бизнесменом, тоже бывшим одесситом, Альфредом Шлезингером. Товарищ Утесова намекнула американцу, что, мол, неплохо бы Утесова пригласить в CШA. Тот ответил: «Леня – блестящий эстрадный актер, но я не уверен в его успехе у нашей публики. Его джаз – это русский джаз».

01 Ноя 2018 в 12:08. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв