Просмотров 321

Однако если отталкиваться не от физического типа портрета, а от портрета духовного, обращаясь к которому писатель (как это было отмечено ранее) демонстрирует определённый жизненный опыт и специфику личности, фокусируя подчас внимание на процессе взаимодействия героя с окружающими его людьми, вывод будет иным. В данном контексте отсутствие ушных раковин и ротового отверстия на лице «сигнализируют» нам об утратившем веру в слова и не желающем ничего слышать человеке.

Возвращаясь к оценочной функции словесного портретирования, которая в данном случае связывается нами с портретом-характером как наиболее ёмким типом портрета, основная задача которого состоит в том, чтобы обобщить представление о герое и выразить его в виде некоей формулы, схемы, обратим внимание на следующий факт. Голова изображенного на картине П. Клее персонажа соответствует форме круга. Как утверждают авторы Энциклопедии символов, знаков и эмблем, каббалистический круг в квадрате связывается с божественной искрой, заключенной в материи. Являя собой совершенство, фигура круга соответствует небу, противопоставляемому квадрату-земле [1, с. 80].

Поскольку данная форма практически заполняет собой весь холст, оказываясь, таким образом, центральной частью картины, которая дается крупным планом, герой П. Клее – тип мыслителя, главное занятие которого – думать.

Вместе с тем, отдавая себе отчет в том, что информационная, оценочная и аналитическая функции теснейшим образом взаимосвязаны, выскажем следующее предположение: глубина замысла портрета Сенеки не исчерпывается какой-либо одной функцией. Другими словами, помимо оценочной функции актуальной в данном случае видится и функция аналитическая. Принимая во внимание тот факт, что в рамках литературного портретирования аналитическая функция может быть представлена портретом-жизнеописанием, одним из наиболее существенных художественных приёмов которого является контраст, остановимся на отмеченном приеме. Собственно контраст опознается, с одной стороны, в противопоставлении формы круга, которая соответствует небу, форме квадрата-земли, что являет собой, по сути, оппозицию верха и низа [Там же]. С другой – вертикали (шеи) и горизонтали (линии плеч), на пересечении которых рождается знак креста. Согласно исследователям, «крест являет собой знак солнца, сложившийся из изображений спиц “солнечного колеса”; кроме того, крест является вариантом мирового древа: в нем присутствуют горизонтальная и вертикальная проекции мироздания. В мифопоэтических системах … крест часто выступает как модель человека… Сочетание креста и круга символизируют единство духовного и материального, мужского и женского, положительного и отрицательного» [Там же, с. 304 – 305].

01 Мар 2016 в 09:11. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв