Просмотров 716

Таким образом, антропологическое пространство составляют предметный мир артефактов и диктуемые ими информационно-смысловые программы, схемы-сценарии конкретных человеческих движений. Смыслы извлекаются индивидом путем воссоздания модели целесообразного движения, в котором информационно-ценностный смысл средства зависит от его рамочных возможностей в реализации желаемых целей. Извлечение смысла происходит в процессе обучения пользованию артефактом. Собственно говоря, репрезентируемый индивидом смысл артефакта есть свернутая императивная программа его целесообразного движения в конкретном практическом действии.

В процессе бесконечного воспроизводства диктуемых артефактами смыслов и форм коллективной деятельности Человек сам строит свой мир. Следует напомнить, что главное в Человеке – это не созерцающее мир мышление, а способность к целеполаганию и коллективному практическому действию. Свободное целеполагание составляет неустранимую конституционную особенность человека. В процессе целесообразной практической деятельности человек обретает статус субъекта и трансформирует свое отношение с объектом так, как будто это объект («внешний мир») принуждает человека себя видеть и слышать, тогда как в действительности это Человек, в виде смыслов и через индивидуальное тело, обращается сам к себе от имени предметно-объектного внешнего мира. Усилиями Маркса и Гуссерля в философской антропологии утвердилось осознание того, что в процессе целесообразной деятельности человек так ставит перед собой объект, что тот открывается ему уже в статусе явления, а мир будто бы самовыражается навстречу человеку, в то время как это сам Человек обращается к отдельному индивиду от имени объекта, а разум занимает отчужденную, внемирную (трансцендентную) позицию мысли. Человек как форма движения и есть мера сотворенного им мира.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Воеводин, А. П. Мозг и воля: в поисках измерения человеческой свободы / А. П. Воеводин, П. Н. Нестеров // Філософські дослідження : збірник наукових праць Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля. – Вип. 10. – Луганськ, 2009. – С. 7–21.
  2. Вульф, К. Антропология: История, культура, философия / К. Вульф ; пер. с нем. Г. Хайдаровой. – СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2008. – 280 с.
  3. Дубинин,Н. П. Что такое человек / Н. П. Дубинин. – М. : Мысль, 1983. – 334 с.
  4. Маркс,К. К критике гегелевской философии права / К. Маркс // Маркс, К. Сочинения. – Изд. 2-е. – М. : Госполитиздат, 1955. – Т. 1. – С. 210–368.
  5. Румянцев,О. К. Манеры целеполагания как проекты времени культуры / О. К. Румянцев // Теоретическая культурология / гл. ред. К. Э. Разлогов. – М. : Академический Проект ; Екатеринбург : Деловая книга ; РИК, 2005. – С. 44–50.
  6. Семенов,Ю. И. Происхождение брака и семьи / Ю. И. Семенов. – М. : Мысль, 1974. – 309 с.
  7. Чайковский, Ю. В. Философия дарвинизма против философии эволюции / Ю. В. Чайковский // Вопросы философии. – 2007. – № 9. – С. 83–84.
  8. Шинкаренко,В. Д. Нейротипология культуры / В. Д. Шинкаренко. – М. : КомКнига, 2005. – 200 с.
  9. Хоружий,С. С. Конституция личности и идентичности в перспективе опыта древних и современных практик себя / С. С. Хоружий // Вопросы философии. – 2007. – № 1. – С. 75–85.
  10. Singer, W. Der Beobachter im Gehirn. Essays zur Hirnforschung / W. Singer. – Frankfurt am Main, 2002. – 240 S.
18 Апр 2019 в 13:21. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв