Просмотров 716

Систематическое подавление (табуирование) социальными нормами пищевых, половых и прочих инстинктов, превращение их в культурно санкционированные формы собственно человеческого движения трансформируют органы пищеварения, мозг, индивидуальное тело, морфологически выстраивают и адаптируют их под конкретную культурную и профессиональную среду. Тело человека существует только в конкретной культурно-исторической форме. Поэтому нет человеческого тела как естественным образом данного. В разных культурах вырастают тела с различными культурными (т. е. неестественными, искусственными) формами выражения и движения. Проблема искусственности человека состоит в том, что для того, чтобы испытать и действительно пережить какое-то живое (не биологически животное, а собственно человеческое, общее для всех) движение или чувственное состояние, индивид должен иметь и усвоить соответственную телесную общезначимую информационно-смысловую конструкцию (знаковую форму), посредством которой он смог бы совершить акт социального действия и испытать это неорганическое социальное чувство, которое не дано ему непосредственно, в результате природного функционирования его тела. Культурные условия (правила, комплексы бытовых и профессиональных движений, способы кодирования и расшифровки социально важной информации) собственно человеческой жизни «записываются» в морфологических структурах мозга, «выстраивают» тело, обусловливают его способность определенным образом видеть, слышать, чувствовать, двигаться, питаться, говорить. Причем онтогенетически это происходит в эволюционно отмеренных, физиологически и психологически дозированных временных рамках. Тот, кто в раннем возрасте не обучился человеческому (культурно выстроенному) зрению, слуху, речи, нравственному сопереживанию, никогда уже не научится этому позже, и данное тело (в том числе и мозг) не станет человеческим телом. Многочисленные факты «воспитания» человеческих детей животными свидетельствуют об этом [2; 10].

Магистральный путь эволюции связан с увеличением степеней свободы и независимости от окружающей среды. Это стало возможным с возникновением устойчивых сложноорганизованных систем, способных к самосохранению и самовоспроизводству на основе избирательного отношения к воздействиям внешней среды и активного, то есть не совпадающего с энергозатратами воздействующего раздражителя, ответного реагирования. Решающим условием успешности функционирования таких систем является способ добывания и аналитико-синтетической обработки жизненно важной информации. В ответ на вызовы среды у живых организмов формируются специальные органы – рецепторы, нейронные структуры и генетические программы расшифровки поступающей информации, соответствующие природным условиям и видовому образу жизни организма. Каждый биологический вид способен воспринимать только ту информацию, которая необходима для его выживания. И только у человеческого организма экстерорецепторы лишены подобной узковидовой специализации. Способ представленности и обработки информации в психике индивида определяется не столько его биологическими особенностями, сколько наличным практическим опытом культурно-исторической среды и характером распределения культуры, в которой он существует. Опыт восприятия, мышления, оценки и действия не задан телу от рождения, а формируется в процессе жизни под давлением господствующей в данной культурной и профессиональной среде информационно-ценностной картины мира.

18 Апр 2019 в 13:21. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв