Просмотров 80

Идеи Л. Карсавина имеют научную ценность на современном этапе, поскольку в них заложена основная мысль, которая определяет современное понимание диалогичности культур. Ученый рассматривает культуру и ее составляющие как отличные друг от друга «субъекты», обладающие независимостью по отношению к другому и в то же время внутренней готовностью к постижению сути другого [8].

В осуществлении диалога культур модернизирующейся России важным звеном является консолидация, основанная на объединении и сплочении культур с учетом их этнокультурных особенностей. Наиболее яркое проявление этой формы культурного диалога можно найти у народов Северного Кавказа. Специфика современного диалога состоит в том, что восприятие культуры отдельным народом имеет универсальный характер, хотя шкала ценностей отличается вариативностью, а диалоговые формы выражают культурную особенность этноса. На Северном Кавказе особую роль в процессе консолидации могут сыграть: религия с ее способностью к этноконфессиональной толерантности; ритуальность кавказской культуры как своеобразный механизм поддержания общности и единства культуры; поликультурное воспитание, от совершенствования которого во многом зависит эффективность процесса оптимизации межкультурного диалога в Северокавказском регионе.

Современный мир переживает глобальное «нашествие» информации и внедрение ее во все сферы жизни. Для организации культурных процессов в условиях информатизации необходимы новые формы взаимодействия, которые отражали бы многомерность информационной реальности. Несмотря на всеобщее признание, в настоящее время подвергаются переосмыслению теории диалога М. Бубера, философско-эстетическая концепция диалога М. Бахтина, учение о диалоге культур B. Библера. Все вышеуказанные концепции требуют нового осознания и ремоделирования. В связи с этим возникают вариативные модели бытия диалога в современной культуре, к ним можно отнести «универсальный, многомерный диалог»; диалог культурных миров; диалог цивилизаций; полилог как принцип сосуществования культур и пр.

Таким образом, приходится констатировать, что диалог в классическом понимании теряет свою актуальность. Учитывая это, В. Библер отмечает, что само бытие сегодня выступает в качестве своеобразного полилога, а «скользящие границы» культуры бытийствуют на грани онтологических разломов» [2, с. 6].

18 Апр 2019 в 13:13. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв