Просмотров 140

Проблема целевых установок на изучение искусства в пределах культуроведческого курса проанализирована нами на основе программных разработок ведущих отечественных ученых, стоявших у истоков курса МХК. На современном этапе считается, что в российской педагогике сформировались три методологические основы, три концептуальных подхода по курсу МХК, в которых определяются и системообразующие принципы формирования содержания, и пути решения проблемы внутренней мотивации формирования опыта взаимодействия с объектами культуры, и методики выявления развивающего потенциала художественного произведения. Их авторами являются Л. Предтеченская, Ю. Солодовников, Е. Пархоменко. Кратко изложим суть авторских концепций. Л. Предтеченская формулирует идею курса МХК следующим образом: «Выявление духовных, нравственных и эстетических доминант времени» [7, с. 19]. Ю. Солодовников сущность своего подхода определяет как «эволюцию образа человека в художественной культуре и самопознание личности» [8, с. 5]. Е. Пархоменко определяет идею как «единство освоения мировой художественной культуры и самопознания личности» [6, с. 16]. Заметим, что вышеперечисленные идеи, на наш взгляд, являются творческой разработкой и модификацией сформулированной Б. Неменским на десятилетия ранее концепции социально-нравственного освоения искусства в общем образовании [5, с. 396].

Заслуга введения курса в общеобразовательную школу и нахождения многих методических приемов его реализации принадлежит Л. Предтеченской. Она объясняет авторскую позицию в разработке курса следующим образом: «Научная концепция, которая рассматривает культуру как механизм социального наследования, что утверждает особую, ничем не заменимую роль искусства в передаче от поколения к поколению духовных ценностей; определила принцип развития программы МХК, содержание и методическую систему ее преподавания» [7, с. 3].

Л. Предтеченская определила цель курса МХК следующим образом: силой воздействия различных искусств в их комплексе формировать духовный мир воспитанника, его нравственность, эстетические вкусы [Там же, с. 12]. Среди задач культурологического образования ею выделены: создание условий для овладения «золотым фондом» художественной культуры человечества; овладение языком искусства; формирование художественных интересов и творческой активности учащейся молодежи. Основные направления деятельности педагога-культуролога: организация процесса восприятия искусства; художественно-образовательная работа; организация художественно-творческой деятельности. Главная задача преподавателей курса МХК, с точки зрения Л. Предтеченской, заключается в том, чтобы создать условия для живого общения с произведениями мирового искусства в учебном и внеучебном процессе, развивать у учащихся способность быть читателем, зрителем, слушателем; понимание искусства и стремление воспринимать художественную культуру на протяжении всей жизни.

16 Мар 2018 в 10:44. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв