Просмотров 268

Подобные идеи были и у отечественного представителя «философии диалога» М. Бахтина, который полагал, что «быть» – это значит общаться. Два личностных «со­знания» (как совместное знание или взаимопонимание) – это минимальное событие бытия. По Бахтину, существует две основные формы человеческого существования: в виде «Я» и «Другого». Он утверждает, что «Я» вообще не может существовать без «Другого». Быть – означает быть для «Другого» и через него для себя, утверждает философ. И далее: «„Я” не может обойтись без „Другого”, не сможет стать самим собой». Таким образом, единичного сознания не существует, т. к. сознание по своей природе диалогично и интерсубъективно. Более того, по мнению Бахтина, у человека нет внутренней суверенной территории, он постоянно находится на границе себя и «Другого»; заглядывая внутрь себя, он смотрит в глаза «Другого». Внутренняя индивидуальность в человеке имеет смысл постольку, поскольку, во-первых, может быть объективирована (в виде внутреннего языка), выведена вовне и сделана доступной «Другому»; во-вторых, имеет характер драматический и событийный; в-третьих, осуществляется на грани собственного и чужого сознания. Следовательно, индивидуальность «создается» и «осуществляется» между индивидами, между конкретными людьми.

Суть учения Бахтина вытекает из представления о незавершенности, свободной открытости и «вненаходимости» существования человека в мире. «Человек, – писал он, – никогда не совпадает с самим собой» [1, с. 350]. В нем есть то, что не поддается «овнешняющему определению» и раскрывается только «в акте свободного самосознания и слова» [Там же]. Таким образом, диалог, с точки зрения Бахтина, есть способ взаимодействия сознаний.

М. Бахтин посвятил основные свои исследования изучению литературы в контексте изучения более глобальной проблемы места личности и в целом человека в культуре. Он связал воедино философию культуры и эстетику. Бахтин утверждал, что эстетика соприкасается с человеком во всей его полноте и целостности, не опредмеченным, обретающим подлинную личностность. От поэтики до философии культуры, по мнению исследователя, лежит прямая дорога через эстетику. Подобная дорога ведет и в противоположном направлении: от философии культуры к поэтике через эстетику, и это создает из трех различных областей единое, трудноразделимое целое. Эстетические размышления Бахтина сводятся к анализу взаимодействия автора, героя и зрителя в диалогическом пространстве литературы. Он создает теорию полифонического романа о том, что роман Достоевского – это текст, где «сознания глядят друг в друга», где нет «овнешняющего голоса автора», где за героем остается последнее слово о самом себе. Но герой как бы зеркалится в репликах, в словах других героев – по этой причине романы Достоевского и оказываются столь жизненными. Он даже интерпретирует их как некий античный текст, но не трагедии, как Вячеслав Иванов, а мениппеи.

18 Апр 2019 в 13:18. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв