Просмотров 509

Большую значимость приобретает при межкультурном взаимодействии идиокультура, поскольку общение всегда происходит на межличностном уровне. Под идиокультурой мы понимаем совокупность культурных и когнитивных особенностей, отражающих индивидуальное варьирование в коммуникативном поведении языковой личности. Идиокультура обладает всеми базовыми категориями культуры, но на личностном уровне наблюдается существование установок и убеждений, отличных от магистральной культуры. Однако идиокультура более адаптивна, чем культура, что объясняется ее структурной иерархической принадлежностью к культуре, с которой она находится в гипонимических отношениях. Иными словами, идиокультура является неотъемлемой частью культуры. Идиокультура погружена в контекст культуры, легко адаптируется к субкультуре, со-культуре или культуре данного социума. Идиокультура покрывает не только поведенческие особенности, но и все другие, связанные с познанием, обработкой, хранением и извлечением культурной информации. Существование значительных расхождений на межличностном уровне, их влияние на поведение и другие культурные проявления послужили основанием для введения данного термина. На личностном уровне проявляются как индивидуальные, так и коллективные социально-психологические установки. Кроме того, данный термин отражает содержание идиокультуры как гипонима культуры. Итак, идиокультура – это совокупность особых культурных черт, свойственных языковой личности [5].

Значительную роль в контакте культур и восприятии друг друга играет ценностная составляющая культуры. Ценности представляют собой когнитивную структуру, результат познавательной деятельности с последующей оценкой отношения субъекта к объекту, т. е. ценность – это аксиологический концепт особого рода, репрезентированный вербально и невербально. Существуют различные толкования понятия «аксиосфера», но методологически наиболее близко нам определение философа М. С. Кагана: «…аксиосфера представляет собой не простую совокупность, соседство, рядоположенность тех или иных ценностей, непонятно почему образовавшихся, а их целокупность – закономерно сложившуюся в истории культуры систему конкретных форм ценностного отношения человека к миру» [2, с. 5].

Следует согласиться с автором, призывающим рассматривать не саму ценность и не ценностную оценку (отнесение к ценности), а целостное ценностное отношение, «полюсами» которого являются ценность и оценка. Итак, ценность выражает субъектно-объектные отношения, зафиксированные в человеческом сознании. Ценности принимают отчетливые формы в различных культурах, они имеют тенденцию к сохранению во времени, но в то же время они не являются «случайным продуктом конфликтующих желаний человека» [3, c. 20]. Ценности кладутся в основу типологии культур. Известна ценностная ориентация культур Дж. Хофстеде, теория «четырех измерений» (введено также и пятое измерение): 1) дистанция власти, т. е. степень неравенства в распределении власти на различных организационных уровнях, а также степень принятия неравенства в распределении власти в качестве нормы членами организации, обладающими меньшей властью; 2) терпимость к неопределенности (uncertainty avoidance), т. е. отношение к структуре организации и принятым правилам, иными словами, поведение членов общества в нештатных, неструктурированных ситуациях; 3) дифференциация полов (masculinity vs. femininity), т. е. ориентация на доминирующие «мужские» или «женские» жизненные ценности. К «мужским» относятся стремление к успеху, конкурентность, самоутверждение; к «женским» – солидарность, забота о слабых, близкие межличностные отношения и др.; 4) противопоставление по линии «индивидуализм – коллективизм», т. е. степень желания членов общества действовать в одиночку или же в группе, что говорит об ориентации культуры на взаимоотношения или ориентации на выполнение задачи [5, c. 81–86].

09 Дек 2019 в 10:50. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв