Просмотров 139

К проблеме взаимосвязи культуры и образования обращается В. Конев, который считает, что культура несет в себе образ человека, она обнаруживает, показывает этот образ человеку. Соответственно, вся культура нацелена на формирование человека, способного в своих действиях воплотить накопленный сообществом опыт жизнедеятельности, в этом заключается сущность культуры, этим определена ее структура. Актуальным в контексте нашего исследования является положение В. Конева о том, что культура формирует специальную деятельность, «самой сутью которой становится выражение sensus stricto предназначения культуры – педагогическая деятельность» [7, с. 105]. Педагогическая деятельность организует внутри культуры канал образования, через который проходит если не все, то существенное для этой культуры содержание, чтобы стать достоянием конкретного индивида и его деятельности, а через них снова вернуться в культуру. Феномен «человека культурного» рассматривает культуролог В. Розин, акцентируя внимание на том, что «вероятно, мы должны строить новый образ себя, который бы включал идею культуры и других как равноценные по идее „Я”». В этом случае источник нашей жизни (соответственно, наших желаний, воли, переживаний) – не только в нас самих, но и в Других, а также в Культуре.

Соотношение человека и культуры, образования и культуры приобрело существенные изменения в рамках постнеклассической методологии гуманитарного знания (А. Бермус, А. Дахин, В. Краевский, И. Мелик-Гайказян, Б. Пружинин, В. Степин и др.). Так, А. Дахин отмечает, что культура не есть то, что «ждет» своего усвоения и применения, она с неизбежностью порождает существенные резервы нового опыта и ценностей, с их помощью последующие поколения дополнят «постоянную» культуру; культура есть предпосылки самой себя. Понимание культуры как метатекста современного образования предопределяет выбор культурологического подхода как методологической основы образования (Т. Алексеева, В. Библер, Е. Бондаревская, Г. Гайсина, И. Зязюн, М. Каган, В. Крайник, Н. Крылова, Н. Щуркова и др.). Е. Бондаревская подчеркивает, что «культурологический подход – это видение образования через призму понятия «культура», то есть понимание его как культурного процесса, осуществляемого в культуросоответствующей образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку для свободного проявления своей индивидуальности, для культурного саморазвития и самоопределения в мире культурных ценностей» [8, с. 251].

16 Мар 2018 в 10:37. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв