Просмотров 643

На третьем этапе развития западноевропейской философии возникает такая же двойственность разума и авторитета, как и на первом этапе, но только с противоположным знаком. Существующая на этом этапе пропасть между философским знанием и религиозным Откровением свидетельствует о том, что в период глубокого кризиса ценностей философия и религия отвернулись друг от друга. Доводы разума не подтверждаются авторитетом, авторитет не подтверждается доводами разума.  В итоге стал утверждаться не авторитет Бога, Абсолютного Духа или «чистого разума», а авторитет того или иного мыслителя вместе с присущими его взглядам субъективизмом, скептицизмом и релятивизмом. Это и сформировало основы «кризисного мышления» постклассической эпохи.

Расхождение между разумом и авторитетом, между философией и религией характерно для всех кризисных эпох. Но, несмотря на существующую разницу между ними, философия и религия всегда обладают некоторыми общими качествами, которые позволяют им вступить в диалог друг с другом. По словам В. В. Бибихина, всякая философия религиозна задолго до того, как берется за «религиозные темы» [2, с. 37]. Эта «религиозность» философии заключается уже в том, что она постоянно возвращается к одной и той же проблематике. Философии, как и религии, свойственно движение по кругу, постоянное возвращение к исходной точке.

Религия гораздо раньше, чем философия, была подвергнута критике со всех сторон. Первыми знамя борьбы против религии подняли итальянские гуманисты эпохи Возрождения. Сильный удар не только по авторитету римско-католической церкви, но и, в известной степени, по всей христианской религии был нанесён религиозными реформаторами М. Лютером и Ж. Кальвином.
В ХVIII веке борьбу с религией и церковью продолжили французские просветители, создавшие наиболее радикальную модель атеизма. Стремление немецкой классики противопоставить рационалистической критике религии французскими просветителями религию «в пределах только разума», лишённую мистицизма, обосновать принципиальную необходимость религии для создания убедительной системы моральных ценностей на некоторое время затормозили процесс  утверждения в философии атеизма и материализма. Однако наиболее радикальные атеистические направления в лице марксизма и философии жизни вышли в дальнейшем именно из немецкой классики как своеобразная реакция на те доводы в пользу необходимости существования религии, которые утверждали представители классического направления.

01 Дек 2015 в 13:45. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв