Просмотров 147

Подчеркнем, что для науки важным моментом является не только сама констатация наличия полисемии, но и выяснение того, как справиться с этой полисемией, каким образом она включена в процесс понимания. Сегодня недостаточно просто зафиксировать различные или противоположные смыслы в определенных категориях и понятиях, необходимо выявить причины образования каждого смысла и возможности его использования в теоретическом анализе соответствующих проблем.
Одной из важнейших причин образования многозначности слов и научных понятий также называют «миграцию» терминов. На наш взгляд, сложность процесса «миграции» заключается в том, что междисциплинарные границы всегда были подвижными. Здесь необходимо учитывать первичный синкретизм как культуры в целом, так и научного знания. История понятий не является обособленной от общей истории человеческой деятельности и отражает тенденцию ее развития от синкретизма к дифференциации, а затем снова к интеграции, но уже на другом уровне. В том случае, когда мы фиксируем «миграцию» термина из одной отрасли науки в другую, произошедшую, например, в ХХ веке, то вполне возможно, что этот факт «миграции» является своеобразным возвращением этого термина на исходные позиции, в основе которого лежит бывшее органическое единство этих двух сфер деятельности, которые в своей дальнейшей истории отделились друг от друга.
Ярким примером подобной ситуации является применение в эстетике термина «метод», история которого отражает всю сложность взаимосвязи искусства и науки, эстетики и естественных наук. Считается, что понятие «метод» пришло в эстетику из естественных и точных наук. Иначе говоря, понятие «метод» применительно к характеристике художественного творчества в эстетике начали использовать по аналогии с научным методом и назвали его «художественным методом». Между тем понятие «искусство» (в частности, греческое «techne») еще в Античности означало любую деятельность по правилам, поэтому искусствами называли не только архитектуру, скульптуру, живопись, но и ремесло и науку.

Именно тот факт, что эти виды деятельности рассматривали как некий нормированный процесс, был основой их объединения под эгидой термина «искусство». В дальнейшей истории культуры произошли изменения в структуре человеческой деятельности, обусловившие, соответственно, изменения смыслового наполнения понятия «искусство», в частности, оно распространилось на поэзию, но больше не означало научной деятельности. Долгое время в эстетических исследованиях доминировала тенденция противопоставления науки и искусства как двух видов деятельности или двух форм мышления. И только в ХХ веке ученые стремятся приблизить искусство к науке, что и проявило себя, в частности, в использовании термина «метод» в понятийном аппарате эстетики.

14 Окт 2016 в 19:33. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв