Просмотров 84

На учёбу принимались не просто девушки дворянского происхождения, но те, семьи которых обладали высоким престижем в придворной прослойке дворянства, иными словами, не только родовитые и богатые, но прежде всего влиятельные. Либо же, например, у отца девушки были выдающиеся военные заслуги, и тогда такие ученицы считались находящимися под личной опекой двора.

Принимались девочки 5 – 6 лет, потом они практически безвыездно содержались в Институте – в этом состоял один из основных педагогических замыслов императрицы, передовой для своего времени: создавалась социально-образовательная микросреда, отделённая от домашнего ухода и редуцирующая ценностно-воспитательную роль родителей. Основными каналами социализации, таким образом, делались прямые профессиональные носители воспитательно-образовательных функций, а также среда себе подобных по возрасту, полу, социальному статусу.

Неизбежные для, в принципе, всякого социального процесса демократизация и размывание сословной стерильности привели к учреждению при Смольном институте «Училища для малолетних девушек», куда принимались представительницы незнатных дворянских семей, а также девицы недворянского (мещанского) происхождения. Поскольку, разумеется, его выпускницы никак не предназначались к обладанию престижным социальным статусом своих ровесниц-институток, из них готовили будущих учительниц и воспитательниц прежде всего для самого же Смольного института, а также для роли квалифицированных гувернанток, призванных заменить, наконец, в этой роли французских конюхов и куаффюров, а также бывших шевалье, бежавших от Французской революции. Училище было впоследствии преобразовано в Александровский институт. Таким образом, мы можем констатировать, что первое в России женское образовательное учреждение послужило тем корнем, из которого суждено было развиться профессиональному педагогическому образованию, а Смольное «Училище для малолетних девушек» назвать первым в России педагогическим институтом.

Анализ становления образовательных практик и методик, прослеживание на конкретном историческом материале того, какие цели ставит себе Просвещение в различные эпохи, подводит нас к факту различия тех задач, которые ставит оно для себя. Так, наряду с основной и канонической своей задачей, оправдывающей существование образования как социального института, с самого начала своей истории образование не в меньшей, а нередко даже в большей мере преследует стратификационные цели: способствовать отделению элиты от «всех остальных» и осуществлять символическое маркирование представителей высших слоёв как носителей определённого культурного облика. И лишь по мере демократизации общества, профессионализации и дифференциации производства институт образования и среда его профессиональных носителей приходят к осознанию исключительного, преимущественного статуса той цели, что кажется нам доминирующей и самоочевидной, – пополнение в следующем поколении числа профессионалов, обслуживающих определённую общественную потребность, занятых в том или ином виде деятельности.

01 Ноя 2018 в 12:47. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв