Просмотров 248

2) чужой язык усвоен, и на нем создаются культурные продукты, в то же время культурное пространство инвертируется, периферия и центр меняются местами, своя культура выходит на первый план, а чужая, прежний источник идей, принижается и отвергается;

3) создание собственного культурного материала и его трансляция в инокультурное окружение [5].

Эпоха Петра I в культурном отношении представляет собой первую фазу диалога культур с Европой. В этот период всё старое, русское, своё отвергается, а инокультурное, европейское активно усваивается. Таким образом, в ходе диалога культур в период петровских реформ усваивается европейская культура барокко, которая возникла в XVII веке.

Ключевая проблема барокко как стиля, сформировавшего разные сферы социокультуры Европы Нового времени, заключается в поисках равновесия между двумя обособившимися сферами жизни и культуры – материальным и духовным. Начало эпохи барокко отмечено фигурой французского философа Декарта (Картезия), который в своей философии впервые обосновал принципиальный дуализм всех внутримировых объектов, разделив вещи на те, которые имеют протяженность (res extensa), и те, которые могут мыслить (res cogitans). У протяжённых и мыслящих вещей нет никаких общих свойств, они без остатка делят мир на материальную и духовную сферы, пересечение которых пусто. В картезианской философии, которая стала парадигмой европейской философии вплоть до XX века, вещи разного рода не могут взаимодействовать между собой, не могут никаким способом влиять друг на друга. Таким образом, в философии Декарта впервые со всей остротой ставится проблема взаимодействия материального и духовного как на уровне отдельного человека, так и на уровне общества в целом.

Разные эпохи европейской культуры предлагали разные варианты решения этого основного вопроса. Декарт отождествил духовное с рациональным, и благодаря его усилиям, а также достижениям его последователей XVIII век европейской истории стал Веком разума – дуализм был решён в пользу рационального. В философии эпохи Просвещения всё иррациональное, материальное, физическое подчиняется законам природы, которые рациональны и как таковые доступны познанию человека. Первая часть дуального соотношения (res extensa) полностью подчиняется второй, рациональной.

18 Апр 2019 в 13:04. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв