Просмотров 247

Архитектура барокко реализует принцип складки, создавая здания с резко отделённым интерьером и экстерьером. Внешний фасад нужен для приемов, жизни вовне, интерьер – для уединенного действия. Как замечает швейцарский исследователь эпохи барокко Жан Руссе, барочный фасад не прилаживается к интерьеру, внешняя и внутренняя часть здания выглядят полностью независимыми друг от друга, однако представляют собой одно целое [Там же, с. 52].

Барокко также любит этажи – как мир делится на две сферы, так и в архитектуре здания основная идея выражается в виде двух этажей. Нижний массивен и материален, расширяется складками, умножается и удлиняется. Верхний – для внутренней жизни, тут располагаются покои и кабинет, никак не связанные с экстерьером. Материя-фасад уходит вниз, а душа-комната поднимается вверх, между ними проходит складка, которая их разделяет и соединяет [Там же, с. 64].

Поскольку материальное, при всей своей тяжеловесности, составляет один мир с духовным, у них находятся общие закономерности. Этим объясняется интерес эпохи к природе, а также к параллелям между живым и неживым. Формы сознательной жизни, человеческого тела, человеческого поведения человек барокко находит в природе, в материальном мире, но также и в мире искусственно созданных предметов. Мастера барокко создают часы, музыкальные шкатулки, шахматные автоматы и другие артефакты, которые дублируют природные явления и воссоздают человека, потому что закономерности их формирования и действия одинаковы. Природное и духовное соединяются в единое целое как складка.

Музыка барокко также следует парадигме складки – максимального разделения двух сфер при их гармоническом соединении. Музыка после Ренессанса реализует одновременно и интеллектуальную любовь, и чувственную вибрацию, в горизонтальном плане состоит из независимых друг от друга мелодий, которые соединяются вертикальными аккордами в контрапункте. Характерная черта барочной музыки – именно извлечение гармонии из мелодии [Там же, с. 224]. Максимальная реализация двух сфер в рамках единой формы представляет собой складку, что и делает контрапунктическую музыку вершиной барочного искусства и даже, как заметил О. Шпенглер, центром фаустовской группы искусств, которые реализуют идеал чистой пространственной бесконечности [7, с. 407].

18 Апр 2019 в 13:04. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв