Просмотров 501

В монотеистической религии, наоборот, представления о сакральном носили исключительно духовный характер. Поэтому любая «материализация» сакрального начала, даже произнесение вслух имени Бога или его изображение, с точки зрения иудаизма, искажает «невыразимую» суть сакрального как начала духовного. И поэтому недопустимо было изображать Бога средствами пластического искусства. Во всех монотеистических религиях существовал запрет и на употребление имени Бога «всуе». Особенно жёстко этот запрет действовал в иудаизме, где имя Бога имело тайный характер. Его было запрещено произносить. Заповедь «Не сотвори себе кумира» запрещала изображать средствами искусства не только божество, но и человека, созданного по образу и подобию Божию. Такие же жесткие запреты существуют и в исламе. Только в христианстве, благодаря учению о богочеловеческой природе Христа, а также вследствие осуждения иконоборческой ереси, утвердились такие виды сакрального искусства, как иконопись и религиозная скульптура. Позднее, в эпоху Ренессанса, в странах Западной Европы появилась и светская живопись на религиозные сюжеты.

Понимание места и роли сакрального в русской культуре невозможно без постижения смысла той реальности, которая выражена посредством устного и письменного слова священных текстов; эпических поэм; творчества великих поэтов и прозаиков, составляющего основу русской национальной и всемирной литературы. Эта сакральная реальность Слова манифестируется в различных религиозных и художественных текстах, созданных на протяжении многих веков и тысячелетий.

Священные книги различных религий, в первую очередь монотеистических, утверждают первичность Слова по отношению к действию. Поскольку русская культура связана с религиозной традицией православия, следует обратить внимание на формирование сакральных истоков данной культуры, которые содержатся в религиозном понимании Слова. Слово как сакральное начало бытия существовало ещё до сотворения Богом мира. Согласно утверждению Евангелия от Иоанна, «Вначале было Слово. И слово было у Бога. И Слово было Бог» (Иоанн.1:1). Мы видим существенную разницу этих слов Нового Завета по сравнению с тем, что, например, было сказано в книге «Бытие» («В начале») Ветхого Завета: «Вначале сотворил Бог небо и землю». Разница между пониманием сакрального смысла Слова Божьего между иудаизмом и христианством видна уже в этих библейских стихах. И потому возникает естественный вопрос относительно того, что же всё-таки было «вначале»: Слово-Бог или «Бог сотворил», т. е. произошло воплощение Слова, проявляющееся в деятельной активности Бога-Творца. «Коран» – священная книга мусульман, являющаяся таким же атрибутом Божества, как его сила и милосердие, утверждает, что Бог сотворил мир с помощью слова «Кун» (Будь). Таким образом, все религии, относящиеся к традиции авраамического монотеизма, утверждают, что именно благодаря Слову мир обрёл онтологический смысл и стал существовать. Глубокое, невыразимое сакральное начало Слова проявилось как совокупность выразительных форм и обрело свое эстетическое бытие во времени и пространстве: «И сказал Бог: «Да будет свет». И стал свет».

14 Окт 2016 в 19:41. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв