Просмотров 136

Частично исследуемая нами проблема раскрывается в диссертации В. В. Калиниченко о причинах и масштабах голода на Украине в послевоенный период [74]. А. Ф. Никилев, изучая положение производственной интеллигенции в колхозах, отметил положительную динамику увеличения специалистов с высшим и средним специальным образованием в середине 1940–60-х гг., что позитивно сказалось не только на производственных и социально-культурных процессах, но и на общественных настроениях [75]. Среди исследовательских работ заслуживает внимания диссертация И. М. Романюка о социально-экономических и культурных процессах в украинском селе в 1950-х – первой половине 1960-х гг. [76]. Формы общественно-политической и трудовой активности украинского крестьянства, общественный быт, семейный уклад и духовную жизнь в 1960–80-е гг. в украинском селе изучал Г. Г. Кривчик [77]. Культурно-духовная жизнь украинского крестьянства в период хрущевской «оттепели» рассмотрена в диссертации Я. А. Федоренко. Автор осветил роль государственного фактора в формировании новых традиций, обычаев и праздников и рассмотрел в общеисторическом дискурсе влияние «оттепели» на формирование талантливых личностей в условиях украинского села [78].

В начале 2000-х гг. в российской науке началось обновление методологических подходов к изучению истории. Об этом свидетельствовало использование нового методологического инструментария, расширение тематики исследований, в том числе советской повседневности, появление нового дискурса исследованных проблем, постановка и решение оригинальных научных задач, привлечение новейших зарубежных концептуальных разработок.

Среди общеметодологических исследований по изучению повседневности следует отметить работы А. Я. Гуревича, Н. Л. Пушкаревой, С. Бойм и Н. В. Трубниковой [79–83]. А. Я. Гуревич углубил концепцию Ф. Броделя о необходимости изучать взаимосвязь между образом жизни и ментальностью людей, анализировать мотивы поведения, отношение к природе и окружающей среде и к таким категориям, как время, право, богатство, бедность, собственность и труд. Данную тематику развивала Н. Л. Пушкарева, которая утверждала, что в центре внимания историка повседневности должен находиться не просто быт, а осмысление жизненных проблем. Историк доказывала, что повседневность выступает как реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость. С. Бойм подчеркивала, что изучение повседневности дает возможность понять культурную ментальность, которая сохраняется на длинных исторических промежутках, разобраться, какова этика повседневного поведения, которая не сводится к высокоморальным тирадам, а состоит из незначительных, но решающих индивидуальных актов, решений и выборов. В монографии Н. В. Трубниковой сквозь призму общего развития исторических знаний изучались условия и истоки становления легендарной интеллектуальной традиции исторической школы «Анналов», сложившейся в западной историографии XX в. во Франции.

Конкретно-исторические исследования советской повседневности в России представляет историк и культуролог Н. С. Лебина. Используя дихотомию «норма/аномалия», автор на материалах 1920–50-х гг. анализирует трансформацию политики большевиков в сфере питания и жилья, моды и досуга, религиозности и сексуальности, а также смену отношения к традиционным девиациям – пьянству, самоубийствам, проституции. Ученый показывает, как в эпоху сталинского большого стиля обыденная жизнь не только утратила черты «чрезвычайности» военного коммунизма и первых пятилеток, но и лишилась достижений демократических преобразований 1920-х гг., превратившись в повседневность тоталитарного типа с жесткой системой предписаний и запретов [84]. В другой аналитической работе Н. С. Лебина сравнивает бытовые механизмы советского общества в 1950–60-е гг. с раннереволюционной и сталинской эпохами по нескольким направлениям: жилье, питание, внедрение НТП в жизнь, отношения мужчин и женщин (брак, изменения в образах мужчин и женщин), отклонения эпохи (преступность, мода и др.) [85].

09 Дек 2019 в 10:58. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв