Просмотров 81

Во-вторых, если быть еще более точным, в границах целостности западной культуры этого периода рационализм является лишь одной тенденцией, которая проявила себя в органическом единстве с другой – иррационализмом. Поэтому в западноевропейской культуре эти тенденции выявляют себя не только в абсолютном противостоянии, но и в очень тесном переплетении, что проявляется в их глубоком взаимопроникновении. Обе тенденции имеют единую основу. Скажем, бурное развитие естественнонаучных исследований не только было основой рационализма, но и в определенной степени способствовало формированию пессимистического мироощущения. Иначе говоря, расширение и углубление знаний об окружающем мире способствовало не только утверждению веры в возможности человеческого разума, но и осознанию человеком своего бессилия в этом огромном, бесконечном мире.

В-третьих, рационализм – не единственная характерная черта классицизма, и сам по себе он не определяет сути последнего. Более того, классицизм как художественный тип, как стиль начал формироваться задолго до периода господства французского государственного абсолютизма.

В западноевропейском искусстве ХVІІ столетия органическое единство противоположных тенденций проявляет себя в самых разнообразных формах, о чем свидетельствуют многочисленные факты художественной жизни. Это и творчество Н. Пуссена, для которого барокко явилось лишь этапом становления его метода классицизма; это и Лувр, где сосуществуют барочные и классицистические черты (вообще, для французской архитектуры этого периода характерно противоречивое единство классицистических черт экстерьера сооружений и барочных черт их интерьера, а в английской архитектуре барокко выявляет себя лишь как оттенок классицизма); это и музыка композитора Ж. Б. Люлли, которую характеризуют явно барочные черты, хотя ее и относят к направлению классицизма; это, наконец, неоднозначное утверждение теоретика классицизма Н. Буало, отметившего, что главное правило, которое выражает тайну искусства, как раз в том и заключается, что правилам не всегда нужно следовать [2, с. 266], тем самым «подорвавшего» саму основу классицизма – строгие правила творчества – и косвенно доказавшего неправомерность выделения этих двух стилей по признаку нормативности. Реальная история искусства говорит о том, что нормативность является чертой любого стиля, независимо от того, в какой форме она проявляется. Если бы, например, барокко не выработало определенных норм и правил, то невозможно было бы говорить о нем как об устойчивом, стилеобразующем принципе творчества.

Принцип целостности отвечает взгляду на культуру как противоречивое единство ее материальной и духовной сторон и предусматривает то, что выводы разных наук, которые исследуют культуру как систему и место отдельных феноменов в этой системе, должны подвергаться взаимной корректировке. Именно диалог‚ сопоставление и учет позиций каждой науки‚ является насущной потребностью современности. Выявление скрытых методологических возможностей эстетического метода исследования должно способствовать более четкому определению взаимных позиций эстетики и культурологии с высоты зрелой, развитой методологии каждой из этих наук.

09 Дек 2019 в 10:52. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв