Просмотров 690
Музыкальное искусство Г. Канчели глубоко субъективно, его герой — это живой человек, личность, переживающая жизненные перипетии, оценивающая всё происходящее исходя из собственной системы ценностей, которая представляет собой некий подвижный комплекс, имеющий константное ядро и развивающиеся частности. Последние изменчивы в силу различного рода обстоятельств: воздействия внешнего мира, меняющегося и вызывающего новые субъективные реакции, а значит, и влекущего внутренние изменения личности. Само же ядро — это нечто, что не меняется на протяжении жизни, более того, является основанием, которое, подобно стержню, удерживает всю концепцию человеческой личности, тем самым не позволяя ей расшатываться. Подтверждение этому произведения композитора. В них путём испытаний и столкновений, сопоставлений и глубокого самоанализа с последующим самопознанием осуществляется акт очищения, возможный лишь с соблюдением предельной чистоты и ясности мыслительного процесса. Ещё одна важная составляющая творчества грузинского мастера — национальный фактор. Он аккумулирует всё, что связано с человеческими корнями, и определяет существование и функционирование человека в социуме. Всё это прослеживается на уровне музыкального языка композитора, выстраивающего музыкальный ряд своих произведений органично процессу человеческого мышления. В каждом сочинении перед слушателем разворачивается цепочка из настроений, состояний, воспоминаний, реакций на нечто объективное. И всегда это процесс, протекающий в реальном времени, что обеспечивается особенностью канчелиевской драматургии как «ступенчатый» метод обновления материала. Его суть заключается в том, что композитор не дробит произведение на разделы появлением нового тематического материала. Его обновление происходит постепенно, по одному сегменту, в то время как уже известный продолжает звучание. Не бывает чего-то принципиально нового, чужеродного; всё, что возникает, окружено чем-то уже знакомым, это новое обязательно будет включать в себя элемент старого. В этом, наверное, одна из причин популярности музыки Г. Канчели, поскольку, предлагая слушателю свои мысли, обнажая перед ним свои чувства, он тем самым провоцирует слушателя раскрыться. Неслучайно Ю. Башмет говорил, что паузы в сочинениях Г. Канчели — это возможность слушателю проявить себя.
02 Дек 2015 в 14:23. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki
Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.