Просмотров 185

Первая симфония знаменует собой начало нового этапа в творчестве мастера, где музыка становится вневременной категорией. Её основная идея — в становлении личности и в её главном выборе: «действовать или созерцать». Форма Пролога — двухчастный цикл Allegro — Largo. Как и в последующих симфониях, она  основывается на сменяющих друг друга эпизодах по принципу монтажа с вариантным прорастанием, что является одной из характерных черт музыкального мышления композитора. Композиционные приёмы представлены разнообразно. Начальная тема — дань слуховому опыту Г. Канчели: в то время он слушал много серийной музыки и поэтому написал такую тему, которая воспринималась бы как додекафонная и как мелодия одновременно. Она проводится не только целиком, но и сегментами, с использованием полифонических приёмов. В дальнейшем эту тему автор включил и в другие свои сочинения, например, в поэму «Стикс». Образная сфера произведения — трагическое восприятие мира, проникнутое духом внутренней раздвоенности. Тема-тезис представляет собой быстрый, жёсткий марш, сосредоточенный и решительный, изломанный хроматизмами и подчёркнутый акцентами и аккордами всего оркестра. Её интонируют кричащие тембры труб и тромбонов.

Она вызывает к жизни новый, не менее агрессивный образ второй темы, в басах которой «маниакальные» повторы, рождающие аллюзию с военными эпизодами Д. Шостаковича, у низких струнных и фагота, а над ним — точные, лаконичные росчерки, кластеры меди. На этих двух темах основывается дальнейшее развитие I части симфонии, а в Largo  они выступают в роли режиссёров, направляющих становление субъективных образов. В сторонники сил злого начала автор призывает средства музыкальной  выразительности, которые отныне станут воплощением всего негативного и чуждого человеческому во всём его симфоническом творчестве. К ним следует отнести и пронизывающие холодным ужасом тембры медных духовых и ударных инструментов, и долбящее остинато (цц. 11—14), и хроматически изломанные пассажи струнных и дерева. А также полифонические приёмы увеличения темы-тезиса (ц. 10), маршевые интонации, воплощающие похоронную процессию, кластерные удары оркестра, излюбленную Г. Канчели гамму тон — полутон, положенную в основу потока шестнадцатых (ц. 12), динамику от f до ffff.

02 Дек 2015 в 14:23. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв