Просмотров 138

Акцент в поставленной проблеме падает на понятие «перевоплощение», которое подразумевает изменение содержания исполнительского сознания как системы личностных смыслов, так как в результате перестройки системы личностных смыслов исполнителя и смещения центра установок на другое Я – личность оперного героя – может быть обретена живая сценическая форма объективизации персонажного сознания.

В контексте искусства вокально-сценического исполнительства исследуются: влияние музыкального фактора на процесс перевоплощения; психологические механизмы понимания исполнителем текста – сознание героя; природа искусства перевоплощения; музыкально-сценические образы и формы внутреннего и внешнего действия персонажа; вокальная интонация. Кроме того, углублено отношение к слову в вокальном произведении: здесь обозначены законы художественной речи, что решает задачу театральности исполнения вокальных произведений, а обнаружение скрытого в слове динамического образа позволяет работать над образностью фонем, взывая к воображению певца и устраняя формализм в работе над вокальной дикцией.

Актуальность поставленной проблемы и интерес к ее аспектам подтверждаются анализом сборников и научных статей об оперном искусстве за многие десятилетия. Так, синтезирующий толчок решению этой проблемы в драматическом театре придал А. Попов в 60-е годы ХХ века публикацией нескольких статей в сборнике «Проблема образа в сценическом творчестве : материалы занятий творческой лаборатории Н. а. СССР А. Д. Попова».

В статье Б. Мейлаха «Психология художественного творчества» даются рекомендации по осуществлению системного подхода, который способствует воссозданию целостной картины процессов творчества. Проблема перевоплощения рассматривается на пересечении изысканий в области психологии творчества певцов, композиторов, актеров, режиссеров, писателей, литературоведов, искусствоведов.

Опорные знания обретены в трудах основоположников русского театра, которые сумели теоретически закрепить принципы реалистического психологического театра. Это прежде всего «Записки актера Щепкина» М. Щепкина, «Работа актера над собой» К. Станиславского, «Основные типы актерского творчества» Ф. Степуна, «Маска и душа» Ф. Шаляпина.

Монографии о выдающихся оперных певцах, их личные воспоминания дали бесценный материал для анализа особенностей психологии певцов, способа работы над ролью, приемов воплощения. Это книги «Записки оперного певца» С. Левика, «О вокальном образе» А. Иванова, «Музыка жизни» И. Архиповой.

09 Дек 2019 в 10:33. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв