Просмотров 21

Многие певцы, к сожалению, пренебрегают хорошей дикцией; слушатели часто не понимают языка, на котором поют певцы на сцене. Как много таких певцов, которые все свое внимание сосредоточивают на красивых звуках и пренебрегают при этом словами, порой не менее красивыми, чем музыка! Некоторые утверждают, что от четкой дикции страдает качество голоса; но этого не может быть, если слова произносятся естественно и правильно. Четкая дикция отнюдь не вредит голосу, наоборот, способствует улучшению звука, делая голос более концентрированным и мягким. Пение – это кантилена и интонационная точность подачи звука, а условием хорошей кантилены служит безукоризненное звучание и точность гласных и согласных, правильное сочетание слогов и слов, при котором не рвется мелодическая линия [3, с. 78].

Дикция тесно связана с развитием техники звукообразования, и, как правило, недостатки голоса моментально отражаются на ее качестве. На своих уроках мы с первых же шагов обращаем внимание на четкое, ясное слово и много над этим работаем.

Певучесть, кантиленность вокального исполнения – результат правильной техники голосообразования и звуковедения. Это достигается путем выравнивания гласных и выработки умения быстро и четко произносить согласные.

Для работы над четкостью произношения в классе мы используем вокальные упражнения с большим количеством гласных: МИ-РЕ-МИ-ЛЯ-МИ, ДА, РИ-РЕ-РУ и т. д. Каждое подобное упражнение несет определенную нагрузку. Некоторые из них соединяют в себе и дыхание, и дикцию. Чтобы приблизить звук и расширить дыхание, применяем распевку на «ДА» (квинта сверху вниз в медленном темпе) – кончик языка, упираясь в верхние зубы, выталкивает согласную вперед.

Следующее упражнение, которое помогает в формировании близкого звука, это РИ-РЕ-РУ (каждый слог распевается по отрывку гаммы от первой ступени к третьей и обратно на одном дыхании), при этом букву «Р» следует утрировать. Чтобы привести в порядок артикуляционный аппарат, даю упражнение в быстром темпе (чередование МИ-РЕ-МИ-ЛЯ – опевание ступеней в пределах квинты), так, чтобы губы активно работали.

Вялые губы и язык в пении недопустимы. Разборчивость слов в пении определяется четкостью произнесения согласных звуков. Они должны произноситься активно и быстро, чтобы не прерывать связного звучания.

Необходимо строго следить за осмысленным и эмоционально насыщенным произнесением слов, что также ведет к повышению разборчивости текста.

Правильное формирование гласных, сохранение их в одной позиции и их протяженность создают тот льющийся, непрерывный характер звука, который отличает профессионального певца и который на итальянском языке называется bel canto.

С первых же шагов работаем над выравниванием гласных путем умелого их сочетания и комбинации, требуемых для данного студента. Здесь хорошо использовать упражнение на одной ноте, меняя гласные, например: ДА-ДЭ-ДИ-ДО-ДУ. Чтобы найти наиболее красивое полное и свободное звучание голоса и сохранять это звучание на всем диапазоне, мы применяем протяжные упражнения, например, арпеджио (вверх по тоническому развернутому трезвучию, вниз – по обращению септаккорда 5-й ступени).

Звучание голоса должно быть непрерывным, и каждый новый гласный должен вливаться совершенно незаметно, как бы нанизываясь один на другой. Высокое звучание гласных дает возможность формировать их очень близко и способствует высокой позиции звука.

Гласные должны формироваться в передней части артикуляционного аппарата при активном участии губ. Помимо подготовки резонаторных полостей, вокальная артикуляция требует, по сравнению с речевой, большего округления, «облагораживания» гласных.  

09 Апр 2022 в 19:34. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв