Просмотров 56

Первым в XVI веке затронул тему одиночества человека во Вселенной итальянский поэт Т. Тассо. В его творчестве были подготовлены основные постулаты эстетики барокко: любовь к трагическим развязкам, прославление героического, глубокий анализ душевных состояний, причудливая смена образов, пышность и декоративность изложения.

Для творчества писателей данного периода было характерно сатирическое отношение к действительности. Литературе свойственно стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедичность, которая нередко приводила к хаотичности и коллекционированию курьёзов. Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения, стремлением к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность), что с наибольшей полнотой отразилось в творчестве Ф. де Кеведо и П. Кальдерона.

Действие романов часто переносится в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали (Оноре Д’Юрфе «Астрея»). В поэзии процветают вычурность, использование сложных метафор. Распространены такие формы, как сонет, рондо и мадригалы.

Одним из важных принципов эстетики барокко была острота контрастов, причудливость их сочетаний, трагизм и комедийность как две неразделимые стороны. Они присутствуют уже в трагедиях У. Шекспира, где в едином течении жизни на сцене соседствуют смерть и заразительное веселье, горькая сентенция и острая шутка. Беспощадная правда о своем времени содержится в романе М. Сервантеса «Дон Кихот»: трагическая фигура идальго, ставшего вечным символом неосуществившихся устремлений к счастью и благу человечества, а рядом – его верный спутник, простодушный, комичный, «безнадежно» практичный Санчо Панса, которому недоступно величие дум Дон Кихота.

Попранием правил, стремлением к свободе, признанием значимости интуиции и неожиданных открытий в творчестве, поклонением гению барокко перекликается с более поздними эпохами – немецким Просвещением XVIII века и романтизмом XIX века. И все же эстетики и художники барокко, отдаваясь полету фантазии, причудливым сочетаниям образов, рожденных, согласно бытующему тогда выражению, «быстрым умом», искали в явлениях единство и систему, стремились объединить контрасты, привести их с помощью Суждения и Проницательности (категории эстетиков барокко) к единству. В музыкальном искусстве преобладающими становятся светские темы.

Одна из целей средневековой музыки – отрешить человека от мирского начала, объединить в молитве, направленной к Творцу. Теперь незримым автором высказывания становится личность человека, с его сомнениями, страстями, переживаниями. Важное место в музыкальной эстетике барокко занимают музыкально-риторические фигуры. Система выразительных средств была разработана теоретиками И. Бурмейстером, И. Маттезоном, К. Ф. Шубартом. Средствами символического воплощения отдельных слов, выражений, образов стали мелодические и гармонические обороты, ритмоформулы, тембры инструментов, регистры. Музыкальная риторика барокко опиралась на теорию аффектов, в основе которой было желание сформулировать конкретные чувства и переживания, закрепив за ними определенный круг выразительных средств [2, с. 695].

Такие комплексы воплотились в жанровых разновидностях оперных арий: lamento – «слезная», ария печального характера, для которой характерно использование минорного лада, нисходящего движения мелодии с преимущественными ходами на интервал малой секунды; ария мести, героическая ария. Теория аффектов, наряду с музыкальной риторикой, способствовала выработке конкретных средств передачи музыкального содержания, связанного с воплощением внутреннего мира человека.

08 Мар 2023 в 20:43. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв