Просмотров 56

Ко второй категории относится ощущение стиля самим исполнителем, которое отражается в точной и не противоречащей стилистике эпохи передаче украшений, фиоритур, мелизмов при отсутствии их расшифровки в нотах [4, с. 213].

В целом же реконструкция методик вокального мастерства, в отличие от инструментальных, достаточно затруднительна. Основная сложность заключается в том, что, хотя уже в XVI веке предпринимаются первые попытки зафиксировать опыт обучения вокальному мастерству, среди которых можно назвать труды Дж. Царлино, Л. Цаккони, С. Ганасси, Дж. Маффеи, Дж. Б. Бовичелли и др., практика обучения была сугубо индивидуальной. Навыки правильного пения передавались от учителя к ученику, а критерием правильности постановки служил музыкантский слух педагога.

В практике работы вокалистами барокко был сформирован звуковой идеал голоса певца. Важным, как и в более раннее время, оставалась ясность и четкость произносимого текста, так же как акустические свойства голоса. Звуковой идеал голоса певца во многом определялся физическими качествами голосов кастратов, которые при женской тесситуре и легкости в то же время обладали мужской силой благодаря объему легких. Важно также, что тесситурный переход к фальцетному регистру был более легким и гладким в тембральном отношении. Особенностью вокального дыхания было использование преимущественного грудного типа. В результате становилось возможным достижение высокого регистрового перехода, двухрегистровое пение, в котором переход между регистрами был максимально сглажен, светлая и яркая окраска звука. Таким образом, идеал звучания голоса отчасти приближается к звучанию инструмента, в то время как исполнительство на инструментах стремилось достичь идеального «вокального» звучания.

В техническом отношении достижение барочного идеала звучания голоса в современной практике достаточно проблематично, в особенности для вокалистов, которые обладают крупными голосами. Стремление к «инструментальному», прозрачному и легкому звучанию голоса часто приводит к тому, что певцы снимают голос с опоры дыхания. Однако результат применения данного приема – тусклый, тембрально обедненный звук, который не соответствует исполнительским эталонам [5, с. 186].

Современная исполнительская практика, ориентируясь на описанные в литературе стереотипы звучания барочных голосов, обогащается возросшими техническими и художественными требованиями. Это обусловлено, с одной стороны, невозможностью представить, как на самом деле звучала вокальная музыка эпохи, а с другой – развитием вокального исполнительства и обогащением его новыми приемами и средствами художественной выразительности, которые сформировались в романтический и постромантический периоды. Несомненно, благодаря оперным реформам В. Беллини и Г. Доницетти, В. Моцарта, Д. Верди, Р. Вагнера, веристов и экспрессионистов выдвигались новые технические и эстетические требования к критериям вокального звука, сложились новые слуховые стереотипы звучания. Современная практика исполнения барочных сочинений, опираясь на эстетические требования музыкантов прошлого, современные стереотипы звукообразования, пытается совместить эти принципы.

Тем не менее основной целью в формировании навыков исполнения барочной музыки остаются гибкость и подвижность голоса, грациозность, утонченность, звонкость, полетность и другие свойства естественных натуральных голосов.

Такой подход дает вокалисту богатейшие возможности для творческой реализации художественного замысла произведений, проявления своего творческого потенциала, поскольку, как было указано выше, в эпоху барокко исполнитель был соавтором сочинения, вдыхая в нотный текст жизнь при помощи импровизации. Многочисленные возможности орнаментального, динамического, темпового решения сочинения реализовывались барочными вокалистами на основе тщательного изучения не только основ вокального мастерства, но и серьезной музыкально-теоретической подготовки. Мастера вокального искусства прошлого изучали генерал-бас, контрапункт, искусство игры на музыкальных инструментах. Нередко исполнители были также и композиторами.

08 Мар 2023 в 20:43. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв