Просмотров 106

Как отмечал Ю. Холопов, композитор современного искусства музыки уже не желает общаться с широкой массой слушателей общим языком, отходит от усредненности «слишком человеческого», объективно стремясь к выходу за его пределы, в какое-то сверх-обыденное, туда, где нет ординарности, быта-серости. Он чувствует необходимость быть выше того, что всем понятно, ординарно. По мнению Ю. Холопова, девальвация антропоцентризма осуществляется, как это ни парадоксально, путем гипериндивидуализма, то есть отделения себя от общей массы, возвышения над ней. Композитор стремится создать собственный мир, вплоть до того, что даже звуковые элементы, знаки, он хочет получать индивидуально для каждого произведения (а не вместе со всеми). Вслед за гипериндивидуализмом возникает его противоположность – надиндивидуализм, или космизм, как закономерный результат отбрасывания «слишком человеческого» [10].

В музыкальных произведениях второй половины XX века, несмотря на самостоятельное действие различных основ формы, закономерна многоосновность или многоуровневость музыкальной композиции [3]. Многоуровневость и разномасштабность оснований музыкальных форм второй половины XX века показывает то состояние формообразования, когда композиторы исходят из своего индивидуального выбора и изобретения, а не из какого-либо общепринятого учения о музыкальной форме. Возникающие здесь музыкальные формы, идущие от многообразия художественной мысли, служат в то же время воплощению наиболее общего композиционного идеала – эстетического единства музыкального целого, неотъемлемого от природы искусства [4].

Многоуровневость музыкальной мысли говорит о том, что основы формообразования разномасштабны и действуют на трех основных масштабных уровнях: 1) макроуровне – уровне драматургии и архитектоники формы; 2) среднем (медиоуровне, или мидлуровне) – уровне классического мелодического тематизма; 3) микроуровне – уровне звука, фактуры, ритмики, мелодической линеарности, «параметра экспрессии», пространственности, регистра, динамики. Полная индивидуализация музыкальной композиции возникает по той причине, что при необходимости сочинения даже элементов микроуровня, начиная с самого музыкального звука, реализация индивидуального замысла захватывает все уровни формы, не оставляя места для традиционных музыкальных форм.

Полипараметровость означает, что действуют не две формообразующие основы музыкального мышления, как в классической форме (тематизм и гармония), а иные основы и качественно большее их число. Еще в музыке первой половины века в качестве ведущих основ стали выступать ритмика и мелодическая линеарность. Во второй половине к ним прибавились фактура, тембр (звук, сонор), «параметр экспрессии», пространственность и другие (регистр, динамика), до 8–10 параметров. Новая эстетическая парадигма музыкального мышления не может образовывать традиционные смысловые значения, она исходит из принципиально иных смыслов. Таков, среди прочих, принцип «формульной композиции». Самостоятельным параметром у композиторов второй половины XX века, например, стал сам музыкальный звук. В электронной музыке он специально создается по особым, акустическим расчетам. Вообще, эстетические принципы новой музыки лежат в области сонорики, что находится как бы в третьем музыкальном измерении, если считать первым горизонталь-мелодию, а вторым – вертикаль-гармонию. Сонорика является глубиной звучания, красочностью ткани, взаимопроникновением линий звуковысотности, ритма, динамики и т. п. Сонорные техники, минимализм и другие направления акцентируют внимание на поиске нового звучания, нового восприятия музыкальных тембров, звуков и их производных. На традиционных струнных инструментах применяется игра разными видами пиццикато, на подставке, за подставкой, по деке, в вокальной сфере наряду с обычным пением – хоровой говор, согласные звуки, другие отдельные фонемы, выкрики, шепот, свист, смех, кашель, «мурлыканье про себя», гортанное пение, глиссандирование и т. д.

09 Апр 2022 в 19:46. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв