Просмотров 35

Первыми образцами веризма стали одноактные оперы «Сельская честь» П. Масканьи и «Паяцы» Р. Леонкавалло. В них были заложены основные музыкально-стилистические, драматургические и композиционные особенности веристской оперы, которые были восприняты и воплощены в ряде произведений Дж. Пуччини («Манон Леско», «Богема», «Тоска», «Мадам Баттерфлай»). Среди этих особенностей можно назвать следующие.

Прежде всего, это отход от героико-романтических традиций опер композиторов предыдущих поколений. В музыкально-композиционном плане данная тенденция выразилась в отказе от массовых масштабных хоровых сцен, в содержании – в ослаблении или отказе от социально-критического пафоса.

В центр внимания композиторов попадают, как и в литературе, люди обычные, не связанные с громкими историческими событиями. Тем более привлекательным становится внутренний мир героев, поданый в контексте бытовых картин и зарисовок повседневной жизни.

Одна из главных особенностей веристской литературы заключалась в отказе от драматических коллизий, конфликтного напряжения, в доминировании описательности, что во многом обусловило и миниатюрность прозаических форм. Указанный принцип лег также и в основу веристских опер: большинство из созданных в этот период произведений одноактны, в них отсутствуют социальные конфликты и обобщения, в центре внимания композитора эмоции и страсти живых людей, часто не вымышленные, а реальные (как, например, в «Паяцах»). В этом проявляется близость веристской оперы и натуралистической драмы, острые и напряженные конфликты помещены на обыденный, повседневный фон. Темы любви и ревности, являвшиеся центральными, с одной стороны, ограничивали содержательный диапазон опер, однако, с другой – давали возможность с большой полнотой и подробностью воплотить эмоционально-чувственную, психологическую сторону сюжета, раскрыть атмосферу чувственности, трогательной сентиментальности. Складывающиеся жизненные повороты, отраженные в операх, позволяли создать острые и эффектные театрально-сценические ситуации, выигрышные в постановочном отношении.

Одним из необычных для своего времени завоеваний веристов в области музыкальной драматургии стал прием калейдоскопической, кинематографической смены событий, характерный для оперы ХХ века. В этом отношении веристов отличало прекрасное чувство сцены (в особенности это касается Леонкавалло, бывшего по образованию драматургом, благодаря чему его первая опера «Паяцы» имела необычайный успех). Одним из творческих кредо Пуччини было единство трех составляющих: умений «заинтересовать, поразить и растрогать» слушателя. Б. Ярустовский назвал такой тип оперы, в которой гибкости музыкального развертывания органично сочеталась со стремительным сценическим действием и высокими требованиями к сценической игре певцов-актеров, «оперой-пьесой».

В музыкальном отношении необходимо отметить две основополагающие тенденции. Во-первых, это значительная опора на декламационный тип мелодического мышления; во-вторых, усиление значимости небольших ариозо, в которых эмоциональное напряжение героя, как правило, достигало высшей точки, что проявлялось в применении предельно экспрессивных мелодических средств. Уже в первой опере «Сельская честь» Масканьи созданный тип ариозо приобретает свои «классические» черты: в лаконичном музыкальном фрагменте выражение чувств передавалось при помощи предельно экспрессивной мелодии, балансирующей на грани декламации и крика. Использовался верхний регистр голоса, резкое форсирование звучания, близкое крику. Неотъемлемой чертой такого музыкального воплощения было дублирование вокальной партии оркестром, что способствовало усилению производимого впечатления.

08 Мар 2023 в 20:50. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв