Просмотров 406

Именно в этой статье (от сюжета не уйдешь) Луначарский останавливается на религиозности Поля Клоделя. И лейтмотивом становится утверждение о том, что Клодель – «истинный поэт, человек очень большого дарования, большой искренности, которых не могут вполне сдержать добровольно надетые власяница и вериги». Он словно постоянно извиняется за драматурга перед читателями и зрителями: мол, католичество? Так это все только «от глубины отчаяния» [7, с. 344]; трактовка финальной сцены – «слишком» даже для «католической морали», хотя драматург утверждает обратное? Ну так «мы предпочитаем остаться верными тому впечатлению, которое дала сама драма, а не тому толкованию, которое дает драматург» [Там же, с. 347 – 348].

Впрочем, это лишь необходимые критику оговорки, не мешающие ему продолжать с прежним пылом воспевать «героику» клоделевской драматургии. Тем более, что именно в «L’Otage» он видит самую захватывающую экспозицию героизма и «самоотвержения личности» [Там же, с. 345], утверждая, что, возможно, во всей мировой литературе не найдется образа, равного «этому католическому изданию Антигоны, столь усложненному, столь изощренно мучительному, столь ужасному в своей ослепительной красоте силы воли, все бросающей под ноги долгу» [Там же, с. 348].

Вл. Ив-ич, разбирая все тот же спектакль, кажется, вступает в активный диалог с А. Луначарским, смещая акценты в противоположном направлении. Для него Клодель, прежде всего, глубоко верующий католик, чьи пьесы всегда узко тенденциозны и направлены к доказательству старых и простых истин; чьи герои всегда «немного деревянны», а каждый их шаг и жест предопределен автором. Так что, делает вывод рецензент, все это говорит отнюдь не в пользу пьес Клоделя, а преувеличенно-восторженное отношение, проявляемое к драматургу, объясняется лишь модой на все аристократическое и клерикальное [2].

02 Дек 2015 в 14:04. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв