Просмотров 140

Йодль или йодлер (нем. Jodel, Jodler) – «тирольское пение», напевы альпийских горцев (в Австрии, Швейцарии, Южной Баварии). Характеризуется резким переходом с пения «на опоре» на фальцет, широко используется в современной музыке такими исполнителями, как Dolores O’Riordan (Cranberries), Alanis Morissette, Billie Myers и мн. др. С некоторых пор получил распространение т. н. «обратный йодль», заключающийся в резком переходе с фальцета на «опору». Йодль акцентирует, выделяет, подчёркивает главное в музыкальной или речевой фразе слово, выражает эмоциональную подвижность, а иногда изображает различные неустойчивые состояния человеческой психики.

Штробас (нем. Stroh – солома) – атональный шумовой звук, напоминающий скрип или треск. Этот вокально-технический приём, исполняемый в начале, середине или конце звука, насыщает вокальную мелодию чувственными эмоциями томности, проникновенности, выразительной таинственности. Основу приёма составляет особый  тип фонации, при котором черпаловидные хрящи соединены, препятствуя прохождению воздуха через сведенные вместе голосовые сладки, а при их размыкании производится звук, известный как гортанная смычка. Непрерывная серия из часто повторяющих гортанных приступов под струёй мягко выдыхаемого воздуха и называется штробасом. Яркие представители популярной вокальной музыки, использующие данный вокально-технический приём: И. Поп, Э. Иглесиас, Б. Спирс, Адель и др.

Мелизмы – это высокотехничные опевания, мелодическое украшение звука, не меняющее темпа песни. В отличие от традиционной (силлабической) певческой манеры, в мелизматике на каждый слог песни приходится сразу несколько нот. Задача мелизма – украсить мелодию, придать ей большее очарование, сделать песню более текучей, искусной и красивой. Стоит отметить, что прием мелизмов используется не только в современном жанре r’n’b, но и в классической музыке. Кроме того, мелизмы повсеместно встречаются в народном вокале (армянском, азербайджанском, арабском). К мелизмам относят: форшлаги, морденты, трели.

Звук мелизма должен как бы проскальзывать через гортань исполнителя, не задерживаясь в ней, поскольку опевания нот никак не влияют на длительность музыки. Длительность композиции остается прежней, но ее исполнение усложняется.

Мелизматическое пение широко распространено в современной западной популярной музыке. Вокальная орнаментика раскрывается во всей красоте в стилях соул и ритм-энд-блюз. Терминология там несколько иная: «runs» (пробежки, разбежки), «riffs» (риффы), «curls» (завитки, локоны), «loops» (петли, витки).

В современной эстрадной певческой культуре мелизмы также используются как мини-импровизации. Они подчеркивают ту или иную особенность исполнительской манеры или стиля. Нужно помнить, что мелизмы – средство музыкального выражения. Их исполнение должно быть свободным и легким. Нельзя допускать вычурности звучания и «выпячивания» мелизмов. В исполнении больших мастеров они всегда разнообразны и не мешают основному течению музыкальной мысли.

Современный эстрадный вокалист должен владеть теоретическими знаниями в области вокальной орнаментики, обладать техническими навыками использования вокальных приёмов, мелодических фигур, иметь высоко развитый музыкальный вкус и высокую профессиональную требовательность к себе как к эстрадному исполнителю.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Венгрус Л. А. Пение и фундамент музыкальности / Л. А. Венгрус. – Великий Новгород : НовГУ, 2006. – 137 с.
  2. Эстрадное пение // БСЭ : в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. – 3-е изд., доп. – М. : Сов. энцикл., 1970 – 1978. – Т. 9. – С. 35 – 36.
16 Мар 2018 в 10:56. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв