Просмотров 35

С другой стороны, эти особенности являются не самоцелью, но стремлением к преображению жизни по высшим законам гармонии. Это выражается и в личной судьбе многих композиторов-романтиков. Таким образом, в романтизме сама жизнь подчиняется законам художественного творчества. Именно эта особенность романтического мироощущения и его трагической составляющей делает его актуальной частью современной музыкальной культуры.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алоян, Н. Л. Трагедия как модус бытия человека (философско-антропологический аспект): автореф. дис. … д-ра филос. наук: 09.00.13 / Алоян Нарине Липаритовна. – Ставрополь, 2008. – 37 с.
  2. Асафьев, Б. В. Лист / Б. В. Асафьев. – СПб.: Светозар, 1922. – 62 с.
  3. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. – Л.: Музыка, 1971. – 207 с.
  4. Лист, Ф. Ф. Шопен / Ф. Лист. – М.: Гос. муз. изд., 1956. – 127 с.
  5. Лосев, А. Ф. Диалектика художественной формы / А. Ф Лосев // Форма. Стиль. Выражение. – М.: Мысль, 1995. – С. 5–320.
  6. Лосев, А. Ф. Конспект лекций по эстетике Нового времени: романтизм / А. Ф. Лосев // Лит. учеба. – 1990. – № 6. – С. 139–145.
  7. Любимова, T. Б. Категория трагического в эстетике (Исторический очерк) / Т. Б. Любимова. – М.: Знание, 1979. – 64 с.
  8. Любимова, T. Б. Трагическое / Т. Б. Любимова // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / ред. В. С. Степин. – М.: Мысль, 2010. – С. 85–86.
  9. Соллертинский, И. И. Романтизм, его общая и музыкальная эстетика / И. И. Соллертинский // Исторические этюды. – М.: Музгиз, 1963. –С. 90–112.
  10. Степун, Ф. Трагедия творчества. Фридрих Шлегель / Ф. Степун // Звучащие смыслы: альманах. – СПб.: Изд-во СПбУ, 2007. – С. 137–156.
  11. Стручалина, Э. А. Романтическая гармония / Э. А. Стручалина. – Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2010. – 66 с.
  12. Федоров, Ф. П. Художественный мир немецкого романтизма: Структура и семантика / Ф. П. Федоров. – М.: МИК, 2004. – 368 с.
  13. Хохлов, Ю. Н. Венская классическая школа и музыкальный романтизм / Ю. Н. Хохлов // Из истории классического искусства Запада. – М.: Эпифания, 2003. – С. 196–231.

 

Ткач Н. В. Специфика трагического мироощущения в западноевропейской музыке периода романтизма

В статье рассматривается общая специфика трагического мироощущения в западноевропейской музыке периода романтизма. Актуализированы работы по романтизму выдающихся отечественных ученых – А. Ф. Лосева, Б. В. Асафьева и И. И. Соллертинского. Показано, что трагическое ощущение хаоса и враждебности бытия человеку, поселяющей в душе диссонанс и чувство одиночества перед лицом смерти, достигает у романтиков своего наиболее яркого выражения в силу максимального развития личностного мироощущения.

Ключевые слова: трагическое, мироощущение, западноевропейская музыка, романтизм.

 

Tkach N. V. Specificity of the Tragic Attitude in Western European Music of the Period of Romanticism

The article examines the general specifics of the tragic worldview in Western European music of the Romantic period. The works on romanticism by outstanding Russian scientists – A. F. Losev, B. V. Asafyev and I. I. Sollertinsky are updated. It is shown that the tragic feeling of chaos and hostility of being to man, which settles in the soul the same dissonance and a feeling of loneliness in the face of death, reaches its most vivid expression among Romantics due to the maximum development of personal attitude.

Key words: tragic, worldview, Western European music, romanticism.

09 Апр 2022 в 19:29. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв